© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
Воспитание
искусством
Разговор с Настей Белоус о работе в галерее, фотографии и отражении времени в живописи
«В галерее создается наглядное представление о томской живописи, иногда мне даже кажется, что городские музеи должны завидовать нашей экспозиции»
«АртКласс» — известная галерея в центре города и по совместительству художественный магазин. Настя проработала здесь более десяти лет и является в некотором смысле лицом галереи. Она встречает нас в небольшом помещении, где стены от потолка до пола увешаны картинами томских художников.

— Я работаю в «АртКлассе» с 2004 года, — рассказывает Настя. — Моя мама —художник, член союза художников России, поэтому место моей работы было предопределено еще с десятого класса. Помимо этого, большую часть моей жизни занимал волейбол, я играла за «Томичку». Но теперь нашей команды нет, и работа в галерее поглотила меня полностью.

В «АртКлассе» девушка проводит пять дней в неделю. В свободное от работы время заканчивает аспирантуру Института культуры и искусств, пишет диссертацию о томских художниках и фотографирует.

— Благодаря маме и моему месту учебы, моя жизнь оказалась вплотную связана со сферой искусства, поэтому сейчас уже я не представляю себя без «АртКласса». Я люблю картины и живопись. В салоне я стараюсь не просто продавать работы, но и просвещать людей, рассказывать о художниках. В галерее создается наглядное представление о томской живописи, иногда мне даже кажется, что городские музеи должны завидовать нашей экспозиции.

Для многих покупателей «АртКласс» ассоциируется
с самой Настей — девушка в цветочном платье будто стала
воплощением художественной атмосферы салона
Кризис искусству не мешает
Во время нашей беседы в магазин заходит девушка. Настя помогает подобрать ей маркер необходимого оттенка: нужен серый, но не слишком темный. После тщательного выбора оттенок найден, и довольная покупательница интересуется холстами.

— Иногда посетителей бывает довольно много. Но чаще они заходят за художественными товарами, вокруг много вузов с факультетами искусства. А покупка картины — это не спонтанный акт. За ней приезжают специально. Некоторые сначала смотрят на сайте, потом живьем и только потом решаются купить. Другие покупают сразу же. Это индивидуальный процесс, он зависит от личности каждого человека.

Если за маркерами, холстами, палитрами и прочими принадлежностями приходят чаще всего студенты, то на картины спрос уже у людей другого социального статуса. По словам Насти, в галерее можно встретить как молодых людей до 25 лет, так и ценителей живописи от 40 и выше. Однако возраст не такая значительная вещь, когда речь заходит об искусстве. Так же, как и экономическая ситуация в стране:

— Я думаю, что кризис не отражается на покупках картин, — поясняет Настя. — Тяга к прекрасному либо есть, либо ее нет. Однажды купив картину, уже трудно остановиться. Знаю это по себе и вижу в наших постоянных покупателях.
В музей приходят дважды
«Искусство всегда шло рядом с общим развитием человечества. К примеру, в первобытном обществе люди рисовали зверя на стенах, протыкали изображение копьем и на охоте они уже знали, что зверь будет убит»
— Сейчас популярны авангардные мотивы: экспрессивная живопись, минимализм, абстракция — то, что не передает очевидную реальность, — объясняет Настя. — Но в продаже по-прежнему лидируют всевозможные виды природы и города, покупателей привлекает их нейтральность. Но я считаю, что живопись является отражением времени.

Немецкий художник Пауль Клее писал: «Чем ужаснее этот мир — тем абстрактнее искусство». Так что, глядя на этапы развития культуры, можно с уверенностью сказать, что живопись всегда реагировала на время.

Действительно, в «АртКлассе» представлены многие направления: на стенах галереи классические пейзажи соседствуют с абстрактными картинами. Умиротворяющим голосом Настя рассуждает об искусстве прежнем
и сегодняшнем:

— Искусство всегда шло рядом с общим развитием человечества. Оно зародилось из игры, по мнению одних ученых, по мнению других — из страха. К примеру, в первобытном обществе люди рисовали зверя на стенах, протыкали изображение копьем, и на охоте они уже знали, что зверь будет убит. Из такого рода анимизма, магии и последствий религии искусство приобретало более отчетливые и самостоятельные формы.

Искусство всегда воспитывало людей. Оно служило средством образования. Например, в советский период искусство носило воспитательный и идеологизированный характер. Cквозь искусство транслировалась воля правительства, через живопись, скульптуру и кино транслировалась пропаганда государства. Cейчас же художник свободен и несет миру лишь свою точку зрения и свое мировосприятие.
Слева направо: 1. Одна из любимых картин Насти — работа художницы Лины Велиной «Наслаждение» 2. Пейзаж томского живописца Ивана Панаркина
3. Работа «Вечерний Столив» Вадима Долинского, выполненная в стиле экспрессионизма
В «АртКлассе» гармонично все: стенды с альбомами и скетчбуками, нагромождения холстов, витрины с красками по одну сторону и картинная галерея по другую. На фоне играет тихая музыка, Настя показывает свою любимую картину — «Наслаждение» авторства Лины Велиной.

— Я люблю авангардную живопись. Люблю советский соцреализм и «дегенеративных» художников Германии, Эмиля Нольде, к примеру. Такой термин был введен в нацистской Германии, авангардная живопись запрещалась, некоторые работы были сожжены. Помимо этого люблю живопись начала 20 века, авангард тогда бушевал в России и создавалась новая картина мира.

По мнению Насти, искусство необходимо. Оно дает человеку настроение, прививает манеры, эстетику и вкус, развивает душу, очищает разум и помогает выжить в современном мире.

— К сожалению, немногие сегодня ценят живопись. Эту культуру необходимо прививать, воспитывая с детства чувство прекрасного. Но в нашей действительности скорее работает принцип «в музей приходят дважды: первый раз тебя приводит отец, а второй — когда ты приводишь своего сына».
И это нужно менять.

— Приучать человека к искусству нужно интерактивно: с детства учить делать рисунки, показывая, например, репродукции Ван Гога или импрессионистов — что попроще для восприятия ребенка и хорошо
у него получится, что повысит его самооценку. Кружки лепки или рисования и посещение выставок тоже помогают впитывать искусство. Все идет из семьи: некоторых родители каждый месяц водят на выставки, а некоторых дважды за жизнь. Лучше приучать к искусству с детства —
во взрослом возрасте трудно привить эстетику человеку, если к этому
не было предпосылок, базы.

Интернет и социальные сети также помогают приобщиться к искусству, например, видео-экскурсии по Эрмитажу или Лувру — что может быть лучше? Можно читать статьи по искусству или живописи, подписаться
на Марата Гельмана (галерист, бывший директор пермского музея современного искусства PERMM — прим. ред.), смотреть видеоуроки —
тут просто кладезь возможностей для талантливых людей. Очень люблю тему актуализации в современном искусстве — например, проект «Скульптуры в современной одежде». Отношусь к такому иногда
с юмором, иногда с восхищением. Люблю свитшоты и футболки
с Врубелем, Климтом и Ван Гогом. Подобное помогает распространению искусства.


Проект фотографов Лео Кайяара и Алексиса Персани, решившх «приодеть» античные статуи.

Несмотря на неутешительную ситуацию, в Томске все же есть люди, для которых картина — не просто то, что можно распечатать и повесить в раму. За десять лет работы девушка изучила людей, которые приходят в салон.

— Для одних искусство — это ценность, они разбираются в нем и покупают картины в свою коллекцию. Другие покупают для красоты то, что им по душе, часто для них имя художника может быть не так важно. Кто-то и вовсе покупает для того, чтобы завесить дырку в обоях. Есть у нас такая не очень приятная модель поведения — «хочу все, как у соседки», когда картина может и не иметь для вас никакого значения, главное, чтобы демонстрировала интеллигентность и говорила всем, что ты не хуже. Поэтому некоторые завешивают свои квартиры плазменными телевизорами, другие же — картинами. И эти самые люди, покупатели картин, — это тонкая небольшая прослойка общества. Сейчас понятие интеллигенции размыто, но нового и более удачного слова пока не подобрать.
Акварель «Бурное море» Эмиля Нольде, немецкого экспрессиониста, представителя «дегенеративного» искусства
Слегка сумасшедшие
Для многих покупателей «АртКласс» ассоциируется с самой Настей. Девушка в цветочном платье будто воплощение этой художественной атмосферы салона. А она, в свою очередь, уже не мыслит себя без этого места.

— В отношении работы я однолюб. Бывали моменты, когда я пыталась найти себя в других местах. Но такой ритм работы и жизни настолько въелся в меня со школы, что я не могу представить себя без него. Когда я стала меньше работать и больше фотографировать, для покупателей стало сюрпризом, что иногда у меня может быть и больше двух выходных.
Глядя на фотографии Насти, можно заметить, что она часто проводит съемки в пространстве галереи. Она член союза художников в отделении фотографии, поэтому в ее работах искусство живописи сливается с искусством фотосъемки. Большинство ее моделей — девушки, которые в пространстве галереи выглядят будто сошедшими с холстов.
— Фотографируя в галерее, я просвещаю людей, рассказываю о художниках, живописи, совмещаю приятное с полезным. Девушкам нравятся картины и необычные нетривиальные сюжеты в кадрах, им приятно находиться в этом пространстве. А меня в свою очередь привлекают их взгляды. Я ценю таких людей — живых, экспрессивных, слегка «сумасшедших», с вечным огнем во взгляде, во взоре. И считаю, что красота спасет мир.
Текст: Валерия Шикова | Фото: Юлия Семенихина; из личного архива Анастасии Белоус
использованы материалы сайтов: artclassgallery.ru, wikiart.org
Made on
Tilda