© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017

Куда прибежала Лола

Что из себя представляет
томский артхаусный киноклуб
Павлентий Кирнос – 25-летний владелец небольшого киноклуба, расположенного в стенах библиотеки «Зелёная лампа». В свободное от работы электротехника время он показывает серии мирового независимого кино. Впервые Павлентий познакомился с артхаусом в ночной больничной палате в 15 лет. Тогда он случайно увидел по телевизору «Последнее танго в Париже» – и спокойная жизнь кончилась. С тех пор, «киноклубщик», как он сам себя называет, исследует понимание киноискусства на зрительских обсуждениях после каждого показа.
Как ты выбираешь фильмы? Долго продумываешь, или все происходит наобум – что понравилось, то и показал?
— У меня в мыслях рождается определенная тема, которая может объединить в себе сразу несколько фильмов. В конце прошлого года в «Радхике» я показывал цикл грузинских фильмов, посвященных войнам в Абхазии и Южной Осетии. Есть определенные политические ситуации, которые продолжают висеть в воздухе: столкновение Грузии с Россией в 2008, ситуация в Украине. Они создают негативный информационный поток, подогреваемый СМИ. Хочется направить этот поток в другое русло — рассказать то же самое, но с другими ощущениями. Те же место действия и время, но с более позитивным фоном. Наверное, скажу слишком большие слова, но хочется принять участие в чем-то глобальном, почувствовать себя кем-то вроде миротворца.
Чем те фильмы, которые ты показываешь, отличаются от картин в широком прокате?
— В артхаусных фильмах помимо реальной сюжетной линии существует также линия метафизической жизни. Это настроения героев, их взаимоотношения, проблемы… Ориентируясь на свой личный опыт, в фильме зритель легко может найти себя, своих друзей и даже некие гипотетические ситуации, которые могут произойти в обычной жизни. Такие ситуации и рассматриваются на обсуждениях. Также фильм может определить поведение человека и даже оказаться значительным поводом поменять свою жизнь, предоставив несколько возможных вариантов.

Приведу один потрясающий пример. Есть такой фильм «Господин Никто». В нем главный герой существует во всех своих возможных жизнях одновременно. Когда он стоял перед выбором, он использовал все варианты сразу и жил во всех трех-четырех вариациях своей жизни. Нельзя сказать, что какой-то из вариантов был хуже. Самое веселое, что они были кардинально разными и крайне интересными.
Павлентий Кирнос,
организатор киноклуба
А после твоих показов люди говорили, что фильм изменил их жизнь?
— Было такое, что люди признавались и могли даже крайне сильно проэмоционировать. Есть такие люди, которые ничего не говорят, но по ним сразу видно – случилось нечто важное. У этих немногих произошло, что называется, столкновение с кино, которое вызвало взрыв в их душе и разуме. Например, одна барышня рыдала на фильме Даррена Аронофски «Фонтан». Рыдала десять минут, а потом сказала, что это идиотский фильм. Может быть, сработала внутренняя защита. После этого мы стали, может быть, не сильно большими, но друзьями. После того, как она назвала этот фильм идиотским, сразу удалилась – возможно, не смогла объяснить себе, почему он таким был, или просто не захотела раскрываться. Но всплеск был. Мне кажется, ради таких моментов я тогда показывал кино.
Есть такие люди,
которые ничего не говорят,
но по ним сразу видно —
случилось нечто важное
Ты говоришь в прошедшем времени. То есть, сейчас ты показываешь кино по другим причинам?
— Да, сейчас цель изменилась. Тогда была задача всколыхнуть и перевернуть жизнь отдельных людей. Хотелось произвести на них впечатление. Но сейчас, после просмотра огромного количества фильмов, на первый план – я называю это «невидимым фронтом» – выходят картины абсолютно прозрачные. То есть, их можно вообще не заметить. Как осенний ветер.

Я говорю о таких фильмах, которые создают очень тонкие ощущения, способны передать даже запах. Например, фильм «Старая радость» 2006 года режиссера Келли Рейнхардт: два старых друга, которые давно не виделись, внезапно встречаются в городе. Один другому говорит: «А поехали на горячие источники, отдохнем на выходных?». Тот что-то мнется, но его жена кое-как отпускает. Друзья нашли дорогу, добрались до источников, искупались, поговорили, сели в машину, уехали домой, разошлись. Сюжет практически отсутствует: мужики съездили, мужики вернулись. Но ценно то ощущение, которое создает этот фильм: там идет дождь, ты чувствуешь, как он капает, тебя преследует запах осеннего хвойного леса… По сюжету герои доходят до источников, и сразу хочется с ними искупаться. Такие фильмы я начал собирать, коллекционировать и местами вставлять в свою программу.
Негде блистать снобизму
После фильмов у тебя всегда идут обсуждения. Что они из себя представляют? Какие темы затрагиваете?
— Суть каждого обсуждения такова: люди рассказывают о своих позитивных и негативных впечатлениях от фильма, о некоторых ассоциациях из жизни. Обычно я не модерирую процесс – всё происходит хаотично. Из-за того, что у каждого лежит в голове и на сердце, люди говорят разные вещи, но никто обычно не убегает далеко от идей фильма. Темы на обсуждениях, конечно, зависят от картины. Это могут быть корпоративные и национальные ценности, политика, человеческие взаимоотношения и качества. И много еще что. В отрыве от фильма эти темы абстрактны, но на примере они выглядят очень даже натурально, их можно прочувствовать.
Как ведут себя люди, которые не привыкли к подобному формату киноклуба и приходят сюда в первый раз? Они делятся своими впечатлениями?
— Поначалу многие люди не совсем понимают, о чем будет идти речь на обсуждении, не чувствуют направления беседы. Но это вовсе необязательно. Достаточно поделиться тем, что в тебе вызвал фильм.

Мне кажется, кино – это синоним жизни. У меня несколько раз возникали конфликты с друзьями, которые пытались вырвать меня из регулярных просмотров фильмов и заставить больше смотреть на жизнь. А я как-то ехал по дороге в Турции, в горах, заросших елями, и подумал: «Боже мой! Вот это кино!». Факт в том, что мы говорим про одно и то же, но разными словами. Почему-то от этого возникает конфликт. Но никакого конфликта здесь быть не может.
Мне кажется, кино –
это синоним жизни
Одна из первых целей, которую я ставил при создании киноклуба – это расширить свой круг восприятия жизни: людей, пространства, самого себя. На обсуждениях я постоянно встречаюсь с разными и совершенно неожиданными реакциями на одни и те же сцены в фильмах, каждая из которых будет по-своему правильной. Можно набрать кучу вариантов как посмотреть на свою жизнь. Это и есть главный смысл обсуждений – расширить сознание, утвердить его вариативность.
Если говорить о прозаичном: приносит ли твой киноклуб доход?
— Если ты любишь арт-хаус, то с точки зрения экономической выгоды авторский киноклуб – это заведомо провальное решение. Чтобы хоть как-то выжить, я никогда не арендую помещение. Если арендуешь место, нужен постоянный приток людей, а чтобы он был, нужно ставить самые поганые околофестивальные фильмы, максимально близкие зрителю. У меня от таких фильмов не самое хорошее послевкусие. Здесь же каждые 100 рублей за билет я разделяю пополам между собой и хозяйкой заведения.
Павлентий показывает несколько важных сцен из фильма,
который собирается показать на ближайшей встрече
Арт-хаус многие считают фильмами для снобов. Мог бы ты назвать себя таким?
— В большинстве киноклубов России, тем более, организованными людьми моложе 30 лет вы вряд ли встретите много снобизма. Молодое поколение минимализирует теорию и пытается доносить суть простыми словами.

Я сам хоть и знатный сноб, но стараюсь не проявлять этого в формате киноклуба. И в тех фильмах, которые я показываю, негде блистать снобизму. Там нечего теоретизировать. Всё и так выложено, как открытые карты.
«Последнее таного в Париже», 1972
режиссер: Бернардо Бертолуччи
Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии...
«Господин Никто», 2009
режиссер: Жако ван Дормель
Проснувшийся немощным стариком Немо Никто оказывается последним смертным в гротескном будущем. Все люди уже давно бессмертны и с удовольствием наблюдают за телешоу, где главная звезда — дряхлый и безумный старик Немо, доживающий свои последние дни. Накануне конца к нему приходит журналист, и Немо рассказывает ему свою историю перескакивая из одной жизни в другую, параллельную, несколько раз за рассказ успев умереть.
«Фонтан», 2006
режиссер: Даррен Аронофски
Главным действующим лицом является Томас Крео, который ищет Древо Жизни, сок которого, как говорят легенды, дарует вечную жизнь, чтобы спасти свою смертельно больную жену Изабель.
Старая радость, 2006
режиссер: Келли Райхардт
Кино про двух старых приятелей, поехавших отдохнуть на выходные к горячим источникам в горы.
текст: Александр Цой
фото: Артем Изофатов
ЧИТАТЬ ЕЩЕ В РУБРИКЕ «КУЛЬТУРА»
Made on
Tilda