© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017

Цинично.
Супер

Аспирантка ТГУ получила медаль Академии наук
за исследование о цинизме
Ангелина Гукова получила медаль РАН за философскую работу «Цинизм как тип рефлексивно-критического мировоззрения» о повсеместном распространении этого явления. Она рассказала Ground, как цинизм проявляется в обычной жизни, почему это признак кризиса в обществе и есть ли в этом положительные моменты.
Что такое цинизм? Насколько я понял из ваших работ, это не просто презрительное отношение к чему-либо.
— Обычно мы говорим, что циники — это маргиналы. Но современный массовый, диффузный цинизм проявляется у всех понемногу – это негативное отношение ко всему происходящему, отсутствие веры в то, что какие-то начинания завершатся хорошо, а попытки сделать что-либо принесут плоды.
Получается, что каждый из нас в глубине души циник?
— Даже не совсем в глубине. Это какая-то машинальная реакция на все происходящее. Например, сейчас школьники сдают ЕГЭ и, как правило, те предметы, которые им не нужно сдавать, они не учат, такое прагматичное отношение к знаниям — это тоже проявление цинизма. Мы все оцениваем с точки зрения пользы – по сути, это новый идеал общества. А еще мы во всем находим причину для сомнения. Если вы гуляете по аллее и видите бездомных, часто возникают мысли: а не очередная ли это группировка по сбору денег? Такое отношение распространяется на все ценности.
Почему именно сейчас нет моральных и нравственных идеалов? Были ли они раньше?
— Наши бабушки за одни только идеи и БАМ (Байкало-Амурскую магистраль — прим. ред.) строили, и целину поднимали. После Второй мировой войны и крушения Советского союза многие идеалы и ценности, которые казались незыблемыми, например, коммунизм, рухнули. Этот опыт поколений отразился в каких-то внутренних установках, в понимании мира, и это передалось и детям. Такие исторические сдвиги часто и вызывают циничное отношение.

Подобный пример можно наблюдать с философом Умберто Эко, который до 13 лет жил при режиме Муссолини. Он не знал иного отношения к миру, но после свержения фашистско-итальянской организации у него возникло резкое неприятие прошлого режима. Однако он критиковал в принципе попытки какого-то начинания и выступал за плюрализм – отсутствие единственно верной линии поведения.
Можно ли выработать какие-то новые моральные нормы в современном обществе?

— Думаю, можно. Цинизм — это явление, характерное для переломных моментов в обществе. Цинизм распространялся и в Древней Греции, когда там был кризис демократии. Он воспринимался как «овод, который кусает ленивого вола». То есть, когда общество превращается в ленивого вола – не хочет развиваться, – цинизм выступает как хлыст, критикует ситуации, которые никто не подвергает критике, и предлагает альтернативы. Например, для грека циничным считалось просто поесть на улице. И осознанно совершая такой поступок, циник пытался обратить внимание на чрезмерную светскость общества.

Современное распространение цинизма — это тоже признак кризиса. Должен возникнуть переломный момент, когда ни обществу, ни человеку не захочется в дальнейшем существовать в ситуации отрицания, а значит, и отсутствия развития, потому что если мы отрицаем что-то, то в принципе и стараться незачем. Такая ситуация не может продлиться долго, поскольку отсутствие движения и стагнация — неестественные состояния для современного общества. И когда стакан переполнится, общество вынужденно или добровольно вернется к базовым ценностям.
Каким, например?
— Я думаю, хотя бы вернемся к тому, что знание перестанет быть предметом торга, тем, что мы используем в своих личных интересах. Когда мы рассматриваем все исключительно с точки зрения полезности для себя, в определенных случаях это может привести к отсутствию прогресса — мы будем останавливаться на каком-то минимуме, который необходим нам для той или иной ситуации. Например, читать книгу не целиком, потому что она нам интересна, а краткое содержание, поскольку это быстрее и дает необходимый минимум. Получать готовые знания, а не размышлять или не пытаться получить новых. Может быть, возникнет массовое стремление к искусству как к эстетическому наслаждению, а не ради выгоды. Тот же Пушкин стихи в альбомах писал на балах явно не для заработка.
Когда мы рассматриваем все исключительно с точки зрения полезности для себя, в определенных случаях это может привести к отсутствию прогресса
Осознанный русский цинизм
— Итак, циничное мировоззрение застряло в нашей культуре и обществе. Есть ли положительные стороны этого явления?
— В определенных моментах цинизм выполняет для нас защитную функцию. Идет постоянный приток информации, мы часто оказываемся в ситуации, когда не знаешь, что случится вечером. Взять любой остросоциальный или политический вопрос, каждый из них предполагает, как минимум, несколько точек зрения: например, привычные «за», «против» и «воздержался», плюс множество вариаций. Потому в итоге можно слышать: СМИ все врут, вешают нам лапшу на уши и так далее, в результате чего лучше вообще не выбирать, поскольку равно доказуемых альтернатив получится масса. Если все это не фильтровать, мы перегрузимся. Цинизм позволяет отделить зерна от плевел. Но в подобном контексте он все же должен вернуться к стадии скепсиса, когда мы подходим к какому-либо явлению критически. То есть ищем не только отрицательные стороны, но и положительные.
— Проявляется ли цинизм в разных странах по-разному?
— В каждой стране он обладает собственной характеристикой. Читая статьи английских и американских авторов, я отметила, что примеры их циничного отношения несколько «проходные», не обладают остротой. Одна из профессоров Оксфорда рассказывает, что однажды к ней на лекцию пришел студент в футболке с надписью «бездомные» на одной стороне и «убирайтесь» на другой. Когда она спросила, действительно ли он негативно относится к бездомным, студент ответил, что его не особо интересовала надпись, футболка ему просто понравилась. Цинизм тут проявился в том, что человек не задумался о том, что транслирует обществу свою возможную позицию.
— А в России что?
— Мне кажется, в России более осознанный цинизм. И это хорошо, так мы можем контролировать ситуацию. Парень из примера про футболку не осознавал, что он цинично себя ведет, а те же школьники, которые говорят о ненужности знаний, могут свою позицию аргументировать. Со временем можно надеяться, что они поймут, где перегибают палку с прагматичным отношением, и будут искать положительные моменты в знании. Хотя... это немножко утопично звучит.
Больше подписчиков меньше сострадания
— Связано ли поведение в интернете с циничным мировоззрением? Например, паблик MDK Вконтакте имеет огромную популярность, а большинство публикаций довольно циничны.

— Да, сейчас большой популярностью пользуются резкие, критичные высказывания. Те же демотиваторы – в социальных сетях короткую резкую фразу на фото легче запомнить. Это еще и просто модно. Идея о мире во всем мире? Нет! Массы просто агрессивно выражают себя, в этом нет вдумчивого и критичного подхода.

— Почему все-таки модно стало именно сейчас?

— Опять же, возвращаясь к Советскому Союзу: мы только недавно получили эту возможность критически высказываться, в прошлом веке многое было под запретом.
— Почему в Сети часто высмеиваются трагедии? Например, после смерти Жанны Фриске была опубликована ее фотография с искаженной цитатой из ее песни. Или в случае терактов. Как вы можете прокомментировать это?
— Человек, который выложил цитату, сказал потом, что не хотел кого-то оскорбить, просто шутка очень хорошо подходила к ситуации. Здесь похожая ситуация со студентом в футболке, о котором я говорила ранее. Даже если мы разделяем какую-то трагедию, мы начинаем искать бонусы для себя. Например, пост «Вконтакте» может добавить число подписчиков, а даже негативная реакция — тоже реакция и привлекает чье-то внимание. Мы убираем личное отношение и оцениваем подобные ситуации просто как информационный повод. Пока мы лично с чем-то не столкнемся, это нас не особо задевает.

текст: Никита Пушкин,
фото: Екатерина Витман
ЧИТАТЬ ЕЩЕ В РУБРИКЕ «КУЛЬТУРА»
Made on
Tilda