© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
ОБРАЗ / ЛИНЗА

«Мы стали забывать,
что футбол — это праздник»

Александр Гуляев о деньгах, эмоциях и недооцененной роли футбольных фанатов
В нашей новой рубрике «Линза» мы разговариваем с фотографами, которые давно и успешно специализируются на конкретной тематике. Героем третьего выпуска стал Александр Гуляев — человек, которого всегда можно увидеть на матчах футбольного клуба «Томь». Фанаты знают, свои счастливые (или нет) лица всегда можно найти именно в его отчетах. Как оказалось, к профессионалам Александр себя не относит и даже фотографом называться не спешит. О том, как вышло, что он на протяжении пяти лет документирует эмоции томских болельщиков — в материале Ground.
Александр Гуляев
Как ты оказался на футбольном поле с камерой в руках?

Толком фотографией я никогда не увлекался. Снимал на самую простую кэноновскую мыльницу. Однажды, когда мы с фанатами рисовали банеры для представления на трибунах, решил запечатлеть нашу работу на память. А потом обратил внимание, что у всех топовых клубов есть люди, которые фотографируют именно сектор, именно болельщиков. И я подумал, почему бы и нам так не поступить? Фанаты меня поддержали.

На первые игры фотоаппарат мне предоставили работники клуба. Уже позже сам приобрел камеру, Canon 400D, которой пользуюсь я и по сей день. Она простенькая, стандартная. За дорогим не гонюсь, потому что делаю всю работу для людей, для себя, деньги за это не получая. Когда уже купил телеобъектив 75-300, начал снимать саму игру. Но всё равно стараюсь больше фотографировать сектор, потому что, помимо меня, мало кто это делает. Хочется, чтоб в памяти людей оставались эти эмоции.
Для меня съемка — это просто хобби, поэтому за фотографа, а уж тем более профессионала, я считать себя не смею. Просто люблю фотографировать, перебирать кадры, выкладывать их, пересматривать
Не думал, что можно совмещать удовольствие с заработком денег? Стать штатным фотографом клуба или пойти в СМИ.

Думал, но вообще у меня никогда не было цели с этого заработать. Пару раз, конечно, получал деньги, когда звонили из издания «Спорт-Экспресс». Я им фотографии, они мне — гонорар. Вот и всё.

Штатный фотограф у клуба есть: Дмитрий Шуба. Он ездит с командой на матчи и сборы. Пресс-атташе команды, Олег Игрушкин, часто делает фотоотчеты с тренировок. Я бы хотел работу, которая бы тесно связывала меня с нашим футбольным клубом, но не уверен, что есть такая возможность. А в издания идти я не хочу.

А помимо матчей снимаешь что-нибудь? Свадьбы, студийные фото?

Да нет. Разве что с семьей какие-нибудь поездки. Несколько раз предлагали свадьбу пофотографировать, но я за такое никогда не возьмусь, потому что это слишком большая ответственность. У людей такое событие раз в жизни, и не хочу, чтобы я людям испортил этот волшебный момент.

Для меня съемка — это просто хобби, поэтому за фотографа, а уж тем более профессионала, я считать себя не смею. Просто люблю фотографировать, перебирать кадры, выкладывать их, пересматривать.

— А какой твой основной источник дохода?

Работаю в сфере рекламных услуг, дизайнером. На жизнь хватает.
Все равно болельщик

Помнишь свой первый визит на стадион?

— Да, я пришел с отцом, когда еще ходил в детский сад. Это был 1995 год, тогда «Томь» во втором дивизионе играла. Отчетливо помню момент, когда команда вышла в первую лигу. Это было настоящее безумие, все болельщики выбежали на поле и начали праздновать. В то время на матчах был самый настоящий «аншлаг», потому что на восточную трибуну билеты были просто входные. И люди аж за четыре часа до матча приходили, чтобы успеть занять лучшие места.

Долгое время матчи смотрел в окружении родителей, причем как с папой, так и с мамой. Они, кстати, до сих пор часто ходят на матчи, поддерживают команду. Я часто их фотографирую на трибунах.

А что тебя сподвигло пойти на фан-сектор?


— Сперва мы с друзьями ходили на западную трибуну, где собираются простые болельщики. А в фан-секторе впервые оказался в 16-17 лет, это был матч с пермским «Амкаром». В футбольных кругах принято считать, что «Томь» и «Амкар» — команды-побратимы, и фанаты клубов крепко дружат. Это я понял во время матча. Болельщики обоих клубов тогда устроили перфоманс и перекликались всю игру. Эти традиции живы и по сей день. Эта дружеская атмосфера мне понравилась.

На фанатскую трибуну меня привело желание поддерживать команду, участвовать и организовывать различные перфомансы. Я до сих пор в хороших отношениях с фанатами, хоть уже и не стою с ними на трибуне. Сейчас делаю для них афиши на матч, стикеры. Конечно, сейчас в «движе» есть небольшой упад, но меня это не останавливает.
А почему «упад» случился?

— Смена поколений, я так думаю. Да и всякое бывает: болеют до определенного возраста, а потом перестают появляться на стадионе. Пока сам человек не захочет в душе быть в фан-секторе, активно поддерживать клуб, его никто и не заставит. Бывают вспышки, когда на пару игр кто-то ходит, но позже по тем или иным обстоятельствам бросает. Все мы, фанаты, тоже люди: работа, учеба, семья.

Еще от успеха команды многое зависит. Вот, например, на Ростов мало народу ходило. Пришли успехи, еврокубки — и билеты на матч скупщики продают втридорога. Но, с другой стороны, и неудачи объединяют болельщиков. Не так давно, когда мы вылетели в ФНЛ (второй по значимости футбольный дивизион страны — прим. ред.), на многие матчи народу ходило больше, чем когда приезжали команды высшего дивизиона. И в ценах на билет тоже вина есть. На мой взгляд, их завышают. Сейчас самый дешевый билет на матч с аутсайдером стоит 300 рублей.

Стоя у камеры, ты не потерял фанатские чувства к команде?

— Не потерял. Я всё равно скорее болельщик, нежели фотограф. Клуб-то я поддерживаю уже больше двадцати лет, а снимаю только пять.

Съемочный арсенал

Какой аппаратурой пользуешься?

— Помимо «телевика», у меня есть еще стандартный Canon EF 18-55 F/3 5-6. 5||. Раньше был Canon EF 50ММ F/1.8 II, портретный, а потом я его обменял на «Зенитар 2,8/16» — широкоугольный фишай, ручной объектив. Решил что-то новое попробовать и не пожалел. На футболе частенько им пользуюсь. Помимо объективов есть еще штативы, вспышка. Пару советских фотоаппаратов отдавали, но руки не доходят. Как-нибудь протестирую их, тем более ручная работа мне по душе. А с нынешними технологиями, когда фотопленку можно сканировать, никаких проблем возникнуть не должно.



Сложно договориться об аккредитации на матч?

— Нет, это довольно быстрая процедура. Главное представлять какое-либо СМИ, ну а я и вовсе фотографировал для пабликов «Вконтакте» и для сайта клуба. Тут мне помогли координаторы по вопросам с болельщиками. Сперва это был Саша Никулин, потом Сережа Осипов, сейчас — Паша Чичин. Они мне всячески помогали в получении аккредитации как на матчи в Томске, так и на выездные.

Условия выездных матчей отличаются от условий домашних?

— Я выбирался с командой в Новосибирск и Красноярск. Условия практически одинаковые, но Томск дает фору остальным своим удобным пресс-центром. В перерыве там можно согреться, настроить аппаратуру, обсудить матч с коллегами. Хотя в Красноярске круто тем, что зимние матчи команда проводит на закрытом, теплом манеже. Это отличное решение: как безболезненно для приезжих клубов проводить матчи в нашем морозном федеральном округе.
А в целом придерживаюсь правила
«что хочу, то и снимаю». Хочу — фанатов,
хочу — тренерскую скамейку.
Как считаешь, за пять лет ты сделал большой шаг вперед в плане фотографии?

— На начальных этапах коллеги подсказывали как снимать, как вести себя на бровке. Это мои друзья из Томска, Москвы, мои коллеги. Они знакомили меня с терминами, настройками. Сейчас смотришь на свои первые фотографии, которые обрабатывал каким-то адскими фильтрами, и понимаешь, что прогресс очевиден. Раньше пользовался каким-то совсем уж бедными программами, типа Photopaint, и всем в этом духе. А в данный момент стараюсь использовать обработку по минимуму: сугубо Lightroom, Photoshop. Для каждой фотографии всё вручную делаю, шаблона никакого нет. Достаточно трудоемкий процесс. Чтоб обработать фотографии с матча, трачу порядка двух часов.

Жизнь в борьбе

Существуют какие-либо правила по съемке матча, фанатов, игроков?

— Основное правило, установленное премьер-лигой, заключается в том, что снимать матч можно только за воротами. Если не соблюдать это правило, то лига может оштрафовать клуб, а клуб, в свою очередь, может закрыть тебе дорогу на следующие матчи.

Некоторые думают, что это связывает руки фотографам. Но мы не жалуемся, потому что за воротами обычно виден весь накал страстей. Момент гола, момент борьбы. Касаемо игроков никакого официального устава нет. Для меня есть правила, которые я установил самостоятельно. Одно из таких: не надоедать игрокам в попытке сделать какие-то острые фотографии. Например, когда игрок ругается с кем-то в подтрибуном помещении. Для меня низко тыкать ему в лицо камерой в такие моменты.

Никогда бы не стал делать провокационные фотографии, в клубах, например, лезть в личную жизнь. А в целом придерживаюсь правила «что хочу, то и снимаю». Хочу — фанатов, хочу — тренерскую скамейку.


А как снимать фан-сектор? Разве снимок перфоманса с теми же фаерами или дымовухами, не становится доказательством административного правонарушения?

— У нас на стадионе много камер, поэтому и без моих фотографий правонарушителей поймать будет несложно. Фанатские шоу на трибунах я освещаю от и до, потому что это очень круто. Ребята порой устраивают такое пиротехническое шоу, что всё внимание рядовых болельщиков приковано только к ним. Главное, на поле не бросать и никого не зацепить. В столичных фанатских изданиях болельщикам замазывают лица, либо они сами шарфами прикрываются. Порой у нас слишком строго лига относится к этому, не понимают насколько важна такая фанатская инициатива.

Только когда на поле настоящее рубилово
тогда получаются сочные кадры
Как сделать хороший кадр футбола? Это зависит от позиций, знаний футбола или просто удачного момента?

— Для меня хороший футбольный кадр — эмоциональный кадр. Поэтому в основном я фотографирую борьбу за мяч. Когда игроки готовы убивать соперников. Только когда на поле настоящее рубилово, тогда получаются сочные кадры. Еще настоящий кайф получаешь от фотографий празднования забитых мячей. Там вся жизнь!

Ориентиром для меня является «Чемпионат.com». Каждый раз смотрю, что-то для себя беру, запоминаю, вдохновляюсь. Их фотоотчеты цепляют тем, что, помимо полутора часов на поле, они показывают весь фанатский ажиотаж до матча в районе стадиона. Многочисленные болельщики, концерты перед матчем, какие-то фудкорты с шашлыками, люди, покупающие шарф в палатке с сувенирами. Кругом улыбки, предвкушение игры. Смотришь на это и понимаешь, что футбол — это, прежде всего, праздник. Мы стали это забывать. И к таким съемкам необходимо стремиться, потому что болельщикам тоже надо уделять время, а не жаловаться, что у нас стадион пустой. Футбол без болельщиков — это не футбол.
Текст: Максим Газизов
Фото: из личного архива Александра Гуляева
Made on
Tilda