© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017

Долг его знает

Чем занимаются
антиколлекторские агентства
Константина Боброва, директора «Единого центра защиты», знают, пожалуй, все — если не по имени, то в лицо точно: с объявлений в маршрутках Томска он обещает избавить от любых долгов. Забавно, что чаще всего эти объявления соседствуют с привлекательными условиями микрозаймов, которые эти долги и порождают. Мы решили узнать, как агентства по работе с заёмщиками помогают вылезти из кабалы, и задали специалистам «Единого центра защиты» 13 наивных вопросов.

1
Можно ли вас вообще
называть «антиколлекторами»?
Полина Ваганова, директор томского отделения
юридической службы «Единый центр защиты»:


Вообще, наша компания оказывает широкий спектр юридических услуг, и одно из основных направлений — это защита прав заёмщиков и банкротство. Почему нашу компанию могут спутать с «антиколлекторской»? Потому что сейчас этот вопрос актуальный, люди ищут тех, кто разрешит проблему с коллекторами, и эта работа выходит на первый план. Раз существует такое понятие, значит, есть и компании, но каким образом действуют они, я даже предположить не могу.
Среди служб, которые помогают справиться с долгами и коллекторами,
так же, как среди микрофинансовых организаций, есть порядочные конторы и непорядочные, которые только запутывают долги. Порядочные имеют внушающий доверие сайт, отзывы в СМИ и всегда радушны. У непорядочных — непонятный сайт из 90-х и, как правило, только личные консультации.

Банки тоже права заёмщиков
нарушают:
они включают в договоры пункты,
которые можно отменить и пересмотреть.
2
Приходит к вам человек
с кучей долгов — и что дальше?

П.В.: Сначала идет досудебная работа: выясняем материальное положение человека, сколько у него кредитов и какие есть долги, смотрим кредитные договоры. Банки тоже права заёмщиков нарушают: они включают в договоры пункты, которые можно отменить и пересмотреть.
3
Что делаете после того,
как просмотрели все документы?

Максим Абрамов, руководитель юридического департамента «Единого центра защиты» в Красноярске:

Второй этап — попытка мирного решения вопроса с кредиторами. Но тут основная проблема в том, что банки по какой-то причине (возможно, это стратегическая задача у них) крайне неохотно идут на какие-то соглашения с должниками, либо предлагают такие условия реструктуризации, которые только усугубляют ситуацию. У должника появляется, антипатия к банку, что ли, и он просто «встает в позу»: даже имея возможность, зачастую отказывается платить вообще.

Реструктуризация долга — это ситуация, когда вы не можете платить по весомым причинам, и кредитная организация меняет вам условия выплаты: переносит сроки и пересчитывает размеры платежа или проценты, либо вовсе списывает часть долга.

4
И что делать, когда ни тот,
ни другой не идут на уступки?

П.В.: Дальше у нас есть возможность перевести дело в судебную плоскость. К сожалению, и банки, и МФО (микрофинансовые организации — прим. ред.) долгое время не передают дело в суд. Им это выгодно: они затягивают процесс, процент начисляется, а сумма становится еще больше.
5
А что делает суд?
П.В.: По решению суда сначала фиксируется сумма, и перестают начисляться проценты. Кроме того, мы можем отменить незаконно начисленные пени, проценты и штрафы. В том случае, если в кредит включена страховка и ее можно будет вернуть, мы также проводим работу по возврату этих денег. В итоге остается только та сумма, которую должник обязан выплатить по закону, а в определенных случаях после нашей работы появляется даже возможность списать долг полностью.
6
На этом, наконец, всё?
М.А.: Нет, здесь и начинается основная работа. Кредитные учреждения получают исполнительный лист — с этим листом они обращаются в Федеральную службу судебных приставов. И вот тут мы должны проследить, чтобы приставы сделали всё по законам, потому что зачастую они их нарушают. Согласно закону, они имеют право списывать в счет долга максимум 50% дохода, однако часто бывает, что списывают все 100%. Опять же есть ограничения на взыскание долга с алиментов, и за этим тоже нужно следить.
Исполнительный лист — это документ, который выдает суд после процесса. В нём содержатся все сведения о должнике, его долге и решении суда по этому долгу.

У нас был случай, когда женщина взяла микрозайм,
сначала выплачивала его, а потом не смогла.
Так коллекторы ее подкарауливали возле дома, садили в машину и говорили: «Сейчас мы едем по всем твоим знакомым и родственникам, ты заходишь, занимаешь деньги и отдаешь нам».
7
Вернемся к банкам.
Почему они не хотят решать вопросы в суде?

М.А.: Потому что таким образом они не создают прецедент. Значительно уступая клиенту, они тем самым создают условия для того, чтобы другие клиенты не платили.
8
А откуда во всей этой истории
появляются коллекторы?

П.В.: Например, у вас есть большой кредит — вы его не выплачиваете, долгое время скрываетесь, меняете все номера, адрес, и банк не может найти вас на протяжении долгого времени. Тогда такой безнадежный долг он перепродает в какую-нибудь коллекторскую контору. В России всего несколько таких контор, которые работают на законных правах. У крупных МФО, как правило, собственные службы взыскания долгов. Мы работу с коллекторами берем на себя. Например, у нас есть услуга «Переадресация», когда все звонки от них поступают в наш колл-центр, и мы с ними работаем сами.
9
А они, коллекторы,
правда все такие страшные?
П.В.: У нас был случай, когда женщина взяла микрозайм, сначала выплачивала его, а потом не смогла. Приходила в свою кредитную организацию, объясняла: «Вот у меня будут деньги, я заплачу». Так коллекторы ее подкарауливали возле дома, садили в машину и говорили: «Сейчас мы едем по всем твоим знакомым и родственникам, ты заходишь, занимаешь деньги и отдаешь нам». Она от ужаса, что, возможно, с ней сейчас что-то сделают, шла к знакомым, брала деньги и отдавала им.
На счету Единого центра защиты, помимо прочего, были и случаи, когда коллекторы подкидывали крышку гроба должнице, а в Красноярске женщине пришло сообщение с угрозой, что она получит похоронку на свою тетю, если не выплатит долг.

10
То есть не всегда
так страшен чёрт, как его малюют?

М.А.: Как правило, да. Серьезные организации соблюдают законы, стараются звонить в определенное время, и их давление ощущается только за счет массы и количества.

Они должны «отбарабанить» свой текст, и неважно, что ты им говоришь в ответ. На какой-то контакт идти бесполезно.
Ирина Иванова*,
проходила практику в колл-центре
«Столичного агентства по возврату долгов»:
— Есть два отдела: «софт» — те, кто занимается звонками, и «хард» — выездная команд, те, кто едут домой или на работу к должнику. В России три-четыре крупных агентства, которые соревнуются за получения портфелей (долгов) от банков. Остальные коллекторы — это самовыдвиженцы, которые на самом деле — обычные местные криминальные «поцики». Поэтому крупные агентства очень дорожат своей репутацией: у них есть подготовка кадров, проверка разговоров. Например, прежде чем выйти на работу, я проходила недельное обучение с гигантской кипой бумаг, законов, статей и т.д. Также нам выдавали скрипты разговоров, постоянно проводили проверку звонков, ставили за них оценки. За маты ребят сразу увольняли. «Хард»-отдел постоянно прослушивают на выезде, у них существует свой регламент, правила поведения — всё очень строго.

В скрипте была информация о том, как нужно представиться; как выяснить личность того, с кем разговариваешь; как правильно назвать банк, задолженность; узнать, почему человек не платит; перечислить мотиваторы для погашения долга и сказать, что будет, если не заплатит; и как результат — вывести разговор на назначение даты оплаты. Говорить нужно было уверенно и строго, слово «грубо» даже не всплывало при обучении. Но думаю, что в такой работе сложно не перегнуть палку. Попадались и неадекватные должники, их примерно 30%. Некоторые матом крыли. Иногда даже хотелось всплакнуть. Спустя неделю понимаешь, что это обычная работа, а если говорят гадости, то это не из-за тебя, а из-за долгов своих.

*имя
изменено
по просьбе
героя




Всех
должников можно поделить
на три
группы:


1) не знали о
задолженности

(«ой, спасибо, что сказали, заплачу»)

2) нет денег
(в таком случае предлагаешь способы, как он их может найти)

3) кретины:
например, один мужчина платил каждый месяц по 100 рублей, зная, что ему не начисляют процент, при этом он был должен один миллион.


11
И что вы своим клиентам советуете
при общении с коллекторами?

М.А.: Прежде всего — не злись сам и не зли других. Конечно, дышать нужно ровно. Клиентам всегда говорим, что у них должно быть понимание, что эти люди не придут к ним с утюгами и паяльниками, и единственный способ — это психологическое воздействие. Одна из наших клиенток даже порой сама звонила коллекторам и говорила: «Что же вы про меня забыли-то, я тут сижу, уже скучаю». В случаях же физического воздействия нужно как можно оперативнее обращаться в полицию, которая будет принимать меры.
Физическое воздействие (насилие) — под этим понятием подразумеваются любые действия, угрожающие здоровью потерпевшего; преследуется уголовным кодексом.

Хотя были и курьезные случаи. Например, одна женщина
пришла к нам убежденной, что мы просто дадим
ей деньги на погашение ее кредитов.
12
Кстати, о клиентах. Кто эти люди,
которые просят снять с них долги?

М.А.: Основная масса — это женщины 50-60 лет. Я не знаю, с чем это связано. По характеру долгов абсолютно разные бывают случаи: неправильная финансовая политика, отсутствие планирования. Сейчас часто обращаются владельцы небольших туристических агентств, предприниматели. Но, как правило, проблемы тех, кто попал в трудную финансовую ситуацию, связаны с общей ситуацией в стране.

П.В.: Еще это люди, которые попали в какую-то непредвиденную ситуацию: увольнение, развод, незапланированные расходы. Тех, кто просто приходит и говорит: «Вот, я набрал кредитов, а платить их не хочу», обычно не бывает. Хотя были и курьезные случаи. Например, одна женщина пришла к нам убежденной, что мы просто дадим ей деньги на погашение ее кредитов. Что касается людей с особенно большими долгами, им мы предлагаем пройти процедуру банкротства физлица.

Если человек имеет долг более 500 тысяч в течение трех месяцев, он обязан признать себя банкротом.

В случае если этот статус будет признан, долг может быть списан. Тогда он должен сообщать о своем статусе, когда берёт новые кредиты, и не может занимать некоторые должности на госслужбе.

13
Ну и наконец:
сколько это всё длится?

М.А.: Всё зависит от того, на какой стадии к нам пришел должник, но обычно довольно долго: не менее года.
текст: Никита Кожевников, иллюстрации: Мария Рознатовская
фото на обложке: freepic.ru
Made on
Tilda