© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
Черные воротнички
Что представляют из себя томские байкеры
Несмолкающий гул мотоцикла, грязная одежда и пьяный вид бунтаря — с этими стереотипами чаще всего ассоциируется образ обычного байкера. Но томские байкеры — это скорее энтузиасты, которые любят мототехнику и дальнюю дорогу, жестко разбираются с нетрезвыми собратьями и сажают белую сирень. Четыре героя рассказали Ground о своем первом опыте, о том, что из себя представляет томская мотосреда и чем различаются байкеры
и мотоциклисты.
ВЫБЕРИТЕ ГЕРОЯ

при нажатии на имя вы перейдете к истории
или можете продолжить чтение линейно

Алексей Болтовский
Специалист в сфере продажи товаров народного потребления. Президент МСС «Минотавры». Прозвище — Болт
— Помню, первый раз я ездил на дядином «Урале» с люлькой — было классно. Лет в 14 сел на
«Иж Планета- 5». Я тогда через забор чуть не улетел, потом ногу ошпарил о трубу. Страшно было. Ездили тогда на том, что было, и о комфорте не задумывались. Потом уже появились японские мотоциклы. Они удобнее и динамичнее наших.

Купив себе «японца», Алексей постепенно собрал вокруг себя группу единомышленников. И уже спустя год друзья стали задумываться о байк-клубе. Ни один из уже существующих коллективов байкерам не подошел, и они решили организовать свой собственный. Сейчас MCC (MotorCycles Community) «Минотавры» уже два года, в нем семь постоянных членов и один кандидат.

— Впервые идея создания клуба пришла на Октоберфесте, который мы проводили нашей тусовкой. Потом мы стали помогать в проведении открытия, закрытия сезонов, различных фестивалей, и люди стали спрашивать, зачем мы занимаемся работой клубов? Чтобы все вопросы отпали, мы и решили объединиться. Название пришло быстро, а вот с логотипом было сложнее. Искали в интернете, изменяли, чтобы эмблема не была похожа на другие.

Долго вливаться в мотосообщество и завоевывать уважение других байкеров клубу-новичку не пришлось. К тому времени как «Минотавры» официально объединились, их уже знали в Томске как инициативных парней.

— У нас в клубе — полная демократия. Здесь нет строго закрепленных обязанностей: каждый член клуба универсален. В начале нашей истории мы провели выборы, и каждый занял свою должность: президент, вице-президент и так далее, чтобы люди понимали, к кому и за чем обращаться. К тому же, для общения с другими клубами и инстанциями должны быть ответственные люди. MotorCycles Community — это упрощенная версия Motorcycles Club, в таких клубах нет жесткой иерархии. Определенного обряда посвящения у нас тоже нет: хочешь вступить — помогай нам, и мы посмотрим, как ты себя проявляешь в деле, какой у тебя характер. За всё время существования мы никого не выгнали, потому что случайных людей у нас нет.
Возникнув в Америке после Второй Мировой войны, мотоклубы с тех пор почти не меняли свою структуру. По-прежнему сохранилась иерархия, подчинение байкерским кодексам. В каждом клубе есть президент, вице-президент, казначей, тот, кто планирует мероприятия, тот, кто обеспечивает безопасность, — каждый член имеет свою функцию. Все решения принимаются коллегиально на голосовании.
Все клубы друг другу помогают, некоторые даже создают ассоциации. В Сибири самая известная — «Ассоциация мотоклубов Сибири» (АМС). Она объединяет множество байкеров, которые являются организаторами и принимают участие в различных мотофестивалях и байк-шоу. Иногда клуб с удовольствием принимает к себе гостей из других городов, а иногда и сами «Минотавры» оказываются далеко за чертой Томска в поисках товарищей.

— Когда ездили в Абакан, мы искали место для ночлега. Нас познакомили с местным клубом, поселили в квартиру, а мотоциклы поставили на бесплатную охраняемую парковку — по высшему разряду нас тогда приняли.

Один из самых трепетных вопросов в любой субкультуре — как правильно называть их представителей. Существует мнение, что байкеры — это бандиты из традиционных клубов Motorcycles Club или даже MotoGang, занимающиеся нелегальным бизнесом, а любители мотокультуры должны называться мотоциклистами.

— Для меня байкер — это водитель, который входит в мототусовку, поддерживает ее идеологию, а мотоциклист — обычный человек, которому без разницы все тусовки мотосообщества, он ездит на мотоцикле на работу или за город. Короче, кто в тусовке, тот и байкер. В любом случае, как называть себя — «байкером» или «мотоциклистом» — каждый решает сам. А на дороге все в одинаковом положении.

Кроме традиционных мотоклубов и мотоциклетных сообществ, существуют христианские мотоклубы (Christian Motorcycles Club), клубы, объединяющие владельцев мотоциклов только одного производителя (Owners Club), женские мотоклубы (Female Moto Club), «бандитские» (MotoGang) и даже ЛГБТ сообщества байкеров (Gay Moto Club). У каждого такого объединения своя символика, свой устав, своя иерархия, которая может быть очень жесткой, как в «бандитском» клубе, или вообще отсутствовать, как в клубе любителей езды на мотоциклах (Riders Club).
Николай Харин
Системный администратор проектно-конструкторского института при ТПУ. Кандидат клуба «Минотавры». Прозвище - Колибас
Колибас — кандидат в МСС «Минотавры». На нём их фирменный жилет пока только с одной нашивкой, а поверх — перебинтованная рука. С мотоциклами это никак не связано.

— Ключица поломана. Никогда не бегайте за женщинами и за автобусами, тем более одновременно.

Сейчас Колибас — саппорт, то есть друг «Минотавров». У него одна нашивка, он участвует в мероприятиях и поддерживает традиции и идеологию клуба.

— Работаем над тем, чтобы люди не думали о байкерах стереотипно. Наше сообщество не приемлет вождения в нетрезвом виде. Когда кого-то ловят пьяным, то разбираются с ним достаточно жестко. Да даже в наши Дни рождения у желающих оседлать мотоцикл подшофе трезвые друзья забирали ключи, пока алкоголь не выветрится. Предрассудки у людей не возникают на ровном месте. Есть те, кто гоняет, есть те, кто гоняет, да еще и в нетрезвом виде. Но это не значит, что все такие. Это очень плохая человеческая черта: увидеть одного, а равнять под одну гребенку всех.
Нашивки на жилетах в основном зависят от клубной этики. На передней стороне слева находится логотип клуба, справа — прозвище носителя, а ниже — должность, занимаемая в клубе. Обратную сторону жилета украшает логотип в увеличенном размере, нашивка с названием и видом клуба и в некоторых случаях с названием филиала. Байкерам, которые только вступили в клуб, нашивки выдаются поочередно, в порядке их «роста». Друзьям клуба и новичкам выдаются двухцветные нашивки с названием «support» или «supporter». Через некоторое время новичок получает нашивку с названием филиала — нижний рокер и планку с названием «prospect». Полноправный член клуба получает все «цвета» и дополняет свой жилет центральным рокером — логотипом клуба — и верхним рокером — названием.
Вопреки стереотипам отсутствие прав у мотоциклистов не является показателем доблести, скорее, наоборот, вызывает осуждение со стороны собратьев. Пункт о наличии водительского удостоверения прописан в уставах некоторых клубов, а где-то это условие является само собой разумеющимся.

— Я с каждым годом замечаю, что права почти у всех есть. И это радует, потому что люди, наконец, начинают изучать правила дорожного движения.

Надежда Боцман
Заместитель генерального директора по связям с общественностью и СМИ в ООО «Томслесдрев», помощник депутата. Саппорт нескольких клубов
Чтобы завоевать авторитет среди томских мотоциклетных клубов, не обязательно в них состоять и быть при этом мужчиной. Примерная жена и хорошая мать Надежда Боцман не управляет мотоциклом уже три года, но занимает в этой среде место организатора различных акций и социальных проектов.

— Родители всегда положительно относились к моему увлечению, и я, в свою очередь, одобряю интерес дочери к мотоциклам. Она едва ли не с пеленок бывала с нами на всех фестивалях. Теперь ей 16, и если она получит права, то я сама куплю ей двухколесного друга. Для нашей семьи это обычное дело, да и в мотосреде ее давно все знают. У нас многие байкеры воспитывают свою будущую смену.

Сейчас у нас с мужем один байк на двоих, он — пилот, а я — пассажир. Но за идеологию в семье отвечаю я. Например, если я придумала организовать праздник для детей, то муж меня поддержит, если решила собрать байкеров на мотопробег, то и тут поможет.

Разрушение негативных стереотипов о байкерах и их клубах стало неотъемлемой частью жизни Надежды:

— Каждый выбирает свою дорогу. Я вот люблю организовывать людей на пользу обществу: например, весной мы высаживали белую сирень в Черемошниках, помогать приезжали ребята с разных клубов. На День Защиты детей мы проводили мероприятие совместно со школой танцев «9 жизней». Приехало много наших ребят на мотоциклах, всего собралось около 200 человек. Мы катали детей, а они, в свою очередь, учили байкеров танцевать. Родители маленьких танцоров очень удивились. Они и не думали, что эти суровые парни в коже могут быть такими добрыми и отзывчивыми. В конце все съели семикилограммовый торт с фотографией мотоцикла. А в мае я организовала масштабный мотопробег в честь
70-летия Великой Победы. За пять дней мы посетили четыре сибирских региона, где встретили поддержку мотоциклистов других городов.


Безумной гонке по городскому пространству Надежда предпочитает длительное мотопутешествие. Такие поездки чаще не имеют определенной цели и заранее не планируются. Например, около пяти лет назад героиня спонтанно решила приехать к матери за 180 километров от города. Проехав 32 километра по гравию, преодолев паромную переправу, через пять часов она была на месте. Мать Надежды была, мягко говоря, обескуражена таким визитом, но сейчас все родственники спокойно реагируют на подобные «выходки». Длинная дорога приносит Надежде настоящее удовольствие. Все путешествия не похожи друг на друга, а чем дольше дорога, тем ярче впечатления и интереснее знакомства.

— Меня радует, что цены на мотоциклы сейчас стали ниже, а значит, все больше людей сможет познакомиться с мотокультурой. За руль мотоцикла все чаще стали садиться женщины. У каждой на это своя причина: чувство свободы или любовь к дороге, самоутверждение или спасение от депрессии, или попытка доказать свою силу. Но, несмотря на эту положительную тенденцию, женщина-водитель в байкерском сообществе — это, скорее, исключение. В моей среде нет гендерных проблем. Мужчины часто помогают и с ремонтом мотоциклов, и с управлением, дают советы, позволяющие избежать ошибок. Хороших людей всегда больше, чем плохих, и в мотосреде так же. В дороге может всякое произойти, и так важно иметь человека, который смог бы прийти тебе на помощь.
Глеб Агиенко
Инструктор категории А. Прозвище — Патрон.
Байкеры старой школы признаются, что получали права, когда уже давно рассекали городские дороги своим двухколесным транспортом. Новое поколение к этим вещам относится более ответственно. В Томске существует несколько автошкол, где обучают будущих мотоциклистов. Глеб Агиенко — инструктор одной из них, перемещается на двух колесах с 12 лет.

— Как сейчас помню, первое, что я почувствовал, сев на мотоцикл – это боль в копчике. Я сразу же упал. – вспоминает Глеб. Хотя, это был даже не мотоцикл, а отечественный мопед, «Дельта» назывался.

С тех пор у Глеба было около 32 отечественных мотоциклов. Он их покупал, перепродавал, на некоторых даже не ездил, какие-то ни разу и не заводил. Сейчас у него в гараже девять мотоциклов, парочка из них просто стоит. Для коллекции.

— С шестого класса я занимался мотокроссом и картингом в спортивно-техническом клубе «Фрегат» и позже пошёл туда работать, вёл секцию авто-мото- конструирования. Детей обучал. Мы создавали самодельный транспорт: трициклы, багги. Потом меня позвали работать в ДОСААФ.

Этой зимой опытный байкер пересядет на машину до следующего сезона. Однако на четырех колесах, говорит наш герой, – это совсем не то, что на двух…

— Случаются забавные моменты, когда приезжаешь в гараж на мотоцикле, пересаживаешься на машину и первые километров пять ловишь себя на мысли: «Блин, успокойся». Видишь «дырку» на светофоре и пытаешься туда залезть, лихачишь, куда-то гонишь, только потом осознание приходит, что ты уже не на мотоцикле. Была бы такая кнопка трансформации из машины в мотоцикл, а когда дождь — наоборот…

Несмотря на свой солидный опыт вождения, Глеб не состоит ни в одном мотоклубе Томска, хотя и активно общается как с «клубными», так и со свободными водителями.

— Одно время хотели с друзьями создать свой клуб, но не увидели в этом смысла. У нас есть своя «толпа», мы собираемся и катаемся по городу, проводим мероприятия, веселимся. Для нас объединение в клуб — формальность. Томск — маленький город. Я могу даже не знать водителя по имени, фамилии или прозвищу, но практически каждый мотоцикл в Томске я знаю.

Закрытие сезона для всех нас — это грустный праздник. Потому что все мотоциклисты понимают, что скоро полетят «белые мухи», и уже больше не «повалишь». Конечно, я и зимой катаюсь, но на шипах это все не то.

Байкерский термин «валить» означает «ехать быстро и уверенно». Можно «валить на все деньги», то есть ехать очень быстро или «на полсуммы» — это кататься более спокойно, рассматривать людей вокруг, город.
— Когда я был молодым, я не мог назвать себя байкером, мне было стыдно. Ну какой из меня байкер, если я еду по полю на Иже? Я просто человек, который любит мотоциклы. Сейчас у меня есть мотоциклы и для пересечённой местности, и для города, и для дорог общего пользования. В этом смысле я — пограничник. Я люблю все классы мотоциклов, кроме чопперов. Вот когда состарюсь, будут дети, внуки, тогда сяду на чоппер. Я считаю, это мотоцикл для тех, кто понял жизнь.

Виды мотоциклов
А какой выберешь ты?
Классик
Другое название — Стритфайтер («уличный боец»). Наиболее распространенный, универсальный мотоцикл. Конструкция обеспечивает прямую посадку, поэтому он отлично подходит для новичков. Для движения на длинных трассах такой байк не предназначен, зато очень удобен для поездки по городу. Цена таких мотоциклов обычно невысокая.
Круизер
Мотоцикл для тех, кто любит передвигаться медленно и комфортно. Вид круизера достаточно внушителен: мощный двигатель, обилие хромированных деталей, двухуровневое седло. Однако такие мотоциклы обладают невысокой маневренностью и большим расходом топлива. Средний круизер можно купить от 150 000 рублей.
Турист
Крупный байк для долгих путешествий. Отличается большим объемом топливного бака и большим количеством дополнительных приспособлений. Это самый комфортный из всех мотоциклов, но комфортным путешествие на туристе будет только по ровной дороге. Стоимость мотоцикла довольно высокая: от 1 млн. рублей
Чоппер
Чоппер произошел от тяжелых мотоциклов, с которых снимали всё лишнее и делали их пригодными для улицы. На таких байках вы не увидите ветрового стекла, передних крыльев, задних фар, сигналов поворота и много других деталей, которые есть у остальных уличных мотоциклов. Удобство стоит на последнем месте у владельцев таких мотоциклов, но зато они выглядят «не как все».
Спорт-байк
Если вы хотите на большой скорости добраться из пункта А в пункт В, то спорт-байк — наилучший вариант. В России такой вид мотоцикла особенно распространен. Колеса у спорт-байка больше и шире, чем у других, двигатель мощнее, а тормоза лучше. Он обладает высокой маневренностью и отлично подходит для езды по городу. Правда стоимость и эксплуатация спорт-байка будет достаточно высокой.
Эндуро
Внедорожный байк. Свободно передвигается как на асфальте, так и на дорогах с серьезными дефектами. Малый вес мотоцикла и высокая маневренность делают его подходящим для поездок как в городском потоке, так и по бездорожью. Удобный в управлении и недорогой, отлично подходит для новичков.

Точки сбора томских мотоциклистов
• •
Байк-клуб «Засада»
ул. Нахимова, 8а
• • •
Возле ресторана «Pomidor»

пр. Ленина, 41
• • •
Напротив Дворца спорта

ул. Красноармейская, 126
Текст: Софья Бурматова
Фото: Данила Шостак, Юлия Семенихина

Made on
Tilda