© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
НАКЛИКАТЬ НА ДИПЛОМ
Онлайн-образование по обе стороны экрана

Когда студентам становится мало университетских пар, они идут за знаниями в интернет. Сегодня МООКи (массовые открытые онлайн-курсы) набирают в России всё большую популярность и, кстати, не только среди студентов. Мы поговорили с людьми, проходящими курсы в интернете и узнали, что ими движет, чему они там учатся, зачем тратят свободное время и что вообще думают об образовании вне университетских стен. И еще подобрали несколько мотивирующих, космических и фотографических лекций.

Ольга Ковалёва, 20 лет
Я узнала об «Универсариуме» из материала, в котором говорилось, что правительство делает ставки на развитие онлайн-образования. Решила изучить для работы, а потом заинтересовалась. И именно из-за платформы, а не из-за курса, решила попробовать.

У меня был стереотип, что там всё платно, потому что «Универсариум» — это достаточно популярная площадка. Не верила до последнего, что там все курсы открытые, пока не зарегистрировалась. А они и правда оказалась бесплатные.
«Все это ты когда-то где-то слышал, просто сейчас появляется система в голове, и это полезно».
Мой курс состоит из 7 модулей, в каждом модуле есть видео, инфографика, текстовый материал и подборка литературы по каждой теме, а ещё домашние задания. По итогам каждого модуля дается задание или тест, по итогам всего курса — большой тест и большое задание. Например, написать репортаж, сюжет, сделать инфографику. Модули открываются по мере прохождения, то есть строгих дедлайнов нет. При условии, что ты выполняешь все тесты и задания на высокие баллы, можно получить сертификат об успешном прохождении курса.

Честно говоря, пока я не узнала ничего нового. Но я успокаиваю себя тем, что такие курсы помогают не почерпнуть новые знания, а закрепить старые. Всё это ты когда-то где-то слышал, просто сейчас появляется система в голове, и это полезно.

Единственным препятствием для меня была тяга ко сну, потому что за курс я садилась обычно вечером. Но и заходила я не систематически. Часто не успевала из-за работы, либо из-за того, что занималась другими делами. Поэтому гораздо лучше, когда есть дедлайны и определённая ответственность.

Вообще минусов я заметила больше, чем плюсов. Все зависит, конечно, от специалистов, но когда находишься лицом к лицу с человеком, знающим своё дело, ты можешь задавать вопросы и получать ответы. Тогда и результаты выше, чего не скажешь об онлайн-образовании. Здесь ты только впитываешь, но вопрос, конечно, и в том, насколько качественно ты это делаешь.
Нужно понимать, что онлайн-курсы — это не полноценное высшее образование. Однако сертификат, который вы можете получить после их прохождения, пригодится для портфолио.
Поймайте жизнь
вашего города


«Уличная фотография всегда была моей страстью, мои умением. Я делаю это каждый день», — говорит автор курса, фотограф Trashhand из Чикаго. Он рассказывает о том, как делать уличные портреты, снимать ночью, на что обращать внимание в городском ритме. Это проект платформы Skillshare, на которой действует 14-дневный пробный период, а так как продолжительность курса полтора часа, то времени вам хватит.
Мощные умственные
инструменты


Новый учебный год еще не начался, и вдруг вы всё же думаете, что можно учиться по-другому (меньше прокрастинировать, например), то вам может быть интересен курс Калифорнийского университета о том, как можно овладеть сложными предметами, какие способы организации не столько времени, сколько вашего мышления помогут вам учиться продуктивнее. Курс бесплатный и рассчитан на вашу собственную скорость обучения.
Как устроен
физический космос?


14 июля сможем увидеть Плутон впервые на самом близком расстоянии — межпланетная станция New Horizons любезно отправит новые фотографии. Но почему это все стало возможным, как развивалась космическая физика и на каких фундаментальных изысканиях все это строится? Открыта регистрация на осенний курс «Небесная механика» на площадке lektorium.tv, который познакомит вас с основными внутренними законами, управляющими космосом.
Марина Сенинг, 25 лет
Увидела курс в соцсетях, его ведёт преподаватель филфака ТГУ Нина Агапова. Так как я работаю журналистом, коммуникация — и письменная, и устная, и невербальная даже — это моя тема. К тому же надо постоянно совершенствоваться в деле, которым ты занят. Курс длится месяц. Он построен так, что у тебя сначала идёт несколько тем в виде роликов по 7-9 минут, которые ты просматриваешь, а в конце выполняешь тест. После этого даётся доступ к следующей теме.
«Живое общение, в любом случае, онлайн-курсы не смогут заменить. Оно даёт гораздо больше опыта и знаний».

Плюс этого курса в том, что он был достаточно современный. Там были вопросы, касающиеся интернет-коммуникации, социальных сетей, и об этом тебе рассказывает учёный-филолог — это было действительно интересно. Но если честно, я ожидала от него немного большего. Возможно, дальше темы были бы интереснее, но сейчас я курс забросила. Так как я закончила журфак, а у нас русского языка было много, первые базовые темы были для меня совсем очевидными.
Однако за то время, пока я там занималась, я многое поняла о дистанционном образовании. Во-первых, от тебя требуется гораздо больше ответственности и дисциплинированности. Нужно просто себя заставить сесть, включить видео и послушать. Но с другой стороны, это очень удобно: ты можешь из любой точки планеты в любое время проходить свой курс. К тому же, это бесплатно, что очень важно, и если курс качественный, то это действительно интересно.

Некоторые эксперты говорят, что в будущем можно будет наблюдать битву университетов за право считаться центром онлайн-образования, и, в конце концов, могут остаться несколько вузов, где будут сосредоточены все МООКи, и с любой точки планеты ты сможешь учиться хоть в Гарварде, хоть в MIT (Массачусетский технологический институт, — прим ред.). Но живое общение, в любом случае, онлайн-курсы не смогут заменить. Оно даёт гораздо больше опыта и знаний.
Николай Сайнаков
автор онлайн-курса «История технологий выживания» по БЖД
платформа: Лекториум
Большинство онлайн-курсов традиционно строятся таким образом: вы видите говорящую голову в аудитории, а рядом появляются изображения. Но это не совсем то, что нужно для MOOК, здесь главное — это динамика. Видео — совершенно другой жанр, и нужно понимать, что поставить камеру и зачитать ту же самую лекцию — это не то. Преподаватель должен делать что-то в кадре. Лектора в аудитории можно слушать и час, и полтора, а видео-лектора, как выяснила Coursera (проект в сфере массового онлайн-образования, — прим. ред.) по опросам пользователей, не больше — 7-8 минут, после чего внимание теряется. К тому же человек сидит не за партой, а на диване, может быть даже с пивом. Он не записывает, надеясь, что пересмотрит ролик в случае чего. Это совершенно другое восприятие. Следовательно нужны очень короткие фрагменты, какое-то действие, какая-то интрига, чтобы человек остался до конца и видео, и курса.

Курс БЖД (безопасности жизнедеятельности — прим. ред.) непрофильный, но обязательный для всех студентов, и на него ставят любого преподавателя, который готов его читать. У меня на потоке собирается до 150 студентов, и понятно, что мало, кому это нужно, я не могу с ними полноценно взаимодействовать и выстраивать диалог. И вот в таких условиях, когда желающих (или вынужденных) прослушать курс много, онлайн-платформы очень помогают.

Николай Сайнаков
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ
Когда мне дали этот курс, мне дали учебники,
а учебники просто отвратительные, они такие скучные,
что засыпаешь на первой странице.


Поэтому эти учебники я откинул вместе с программой, по которой предполагалась обучать, и написал собственную, которая рассчитана на гуманитариев (там нет никаких формул расчёта сил поражения от атомного взрыва, например). А так как я историк, добавил историческую составляющую. Сам курс хорошо подходил под концепцию MOOК — там многое можно было показать с помощью видео. Так, если я рассказываю про пожары, то демонстрирую, как их можно тушить. Пусть действия удается показать не в каждом курсе, зато там, где это возможно, внимание слушателя не рассеется.

С одной стороны, такие курсы, как мой, научную и образовательную ценность имеют небольшую, но с другой — это авторский курс, который обладает уникальной манерой подачи. Если будут записываться новые онлайн-курсы по этому предмету, то у студентов появится возможность выбирать преподавателей. Это выбор, которого они лишены в оффлайн-вузах.

Университетское образование онлайн-курсы не заменят: взаимодействие с преподавателем очень важно — практики, семинары и даже просто лекции. Ты видишь, на что способна аудитория, строишь с ней диалог. И студенты учатся воспринимать преподавателя, успевать писать и запоминать, выстраивать устный ответ. Здесь нет шпаргалки в виде видеоряда, к которому ты можешь потом вернуться и прослушать еще раз, на лекции есть только один шанс. Я боюсь, что, если онлайн-образованием сильно увлечься, то это может убить навыки восприятия, письма. Важно и общение со студентами в группе, хоть на платформах и есть форум, где все могут общаться, но это как чат, который никак не может заменить человеческое общение. Даже университетские стены создают определённый антураж и воспитывают культуру. Классическое образование очень сильно помогает дальнейшему взаимодействию с обществом.

Но онлайн-образование — значительное подспорье, когда есть уникальный специалист по предмету, а посетить его лекцию возможности нет. И то, что можно по сети получить информацию из первых рук — это замечательно.

Создание онлайн-курсов — очень затратная вещь:
один курс может стоить до 1 500 000 рублей


Основная часть денег уходит на оплату работы режиссера, оператора и монтажера. Чем больше в сценарии постановочных кадров и анимации, тем выше стоимость, но это окупается интересом зрителей.

Есть определённая сумма, которую университет может потратить на создание онлайн-курса, финансирование получают те, кто выигрывает конкурс. Но, честно говоря, желающих не очень много — на объявленный конкурс в этом году было заявлено только 15 проектов, 7 из которых поддержали. Преподаватели пока ещё не понимают своей выгоды. Да, вы не получите полноценного диалога, но это расширяет в сотни тысяч раз аудиторию, даёт большой плюс университету (люди могут захотеть прийти учиться именно сюда). И «слава» — неправильное слово в данном случае, потому что дело не в ней, а в том, что свою мысль, своё мировоззрение, тот материал, который вы тщательно собирали и готовили, вы можете донести до гораздо большего количества людей — вот это потрясающе.

Первыми в Сибирском регионе работать над МООК с 2014 года стали в Институте дистанционного образования ТГУ. Весной 2015 года они организовали первую Сибирскую школу «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение». В качестве спикеров на школе выступили представители зарубежных и российских МООК-платформ, таких как Coursera, Лекториум, Универсариум. На фото: выступления на Сибирской школе МООК Якова Сомова, основатель просветительского проекта «Лекториум»; Галины Можаевой, директора ИДО ТГУ; Дафны Коллер, основателя платформы Coursera.
Алексей Кондаков, 23 года
Онлайн-курс: История международных отношений на Ближнем Востоке
Площадка: Coursera

«Самая главная проблема для человека, который хочет пройти онлайн-курс, — это самодисциплина».

Первый мой курс был по истории международных отношений на Ближнем Востоке от Тель-Авивского университета. Раньше он был одним шестнадцатинедельным блоком, сейчас его разделили на две части. Язык, естественно, английский.

Когда я проходил его в первый раз, как раз оканчивал отделение международных отношений ТГУ. Я этим интересовался, и курс был по моей теме. Но тогда я не мог позволить себе сделать сертификат: он стоит 40$. Вообще такая сумма для западного высшего образования — это не деньги, и то, что ты можешь сделать себе сертификат за такую сумму — это очень хорошо. Сейчас я прохожу курс второй раз, но опять же без сертификата: просто решил довести дело до конца.

Сам курс построен абсолютно так же, как построена любая лекция на западе. На урок отводится 15-20 минут, его проводит преподаватель онлайн, а дальше дается список на самостоятельное изучение: книги, статьи... Каждые четыре недели проходят
мини-экзамены. Но всё зависит от преподавателя: может быть четыре экзамена, а может быть один большой в финале. Но в течение курса обязательно присутствует элемент регулярной проверки и оценки знаний.

На отечественных курсах я заметил, что российские преподаватели очень неуверенно чувствуют себя в этом формате, причём выступают они не онлайн, а в записи. Для западных учителей такая форма работы уже стала нормой: они выступают перед камерой, у них работает серьезный IT-отдел. Основное отличие именно в этом. Если говорить о содержании и профессионализме, тут разницы нет. Как и у нас, так и у них, всё зависит от самого преподавателя.

Самая главная проблема для человека, который хочет пройти онлайн-курс, — это самодисциплина. Появились какие-то дела, ты говоришь себе: «Вот на этой неделе не буду проходить, а потом наверстаю». Но наверстать обычно не получается. Самодисциплина, а точнее её отсутствие, подрывает мотивацию к занятиям.
Ускоренный курс
по созданию логотипа


Можно ли создать логотип за 15 минут? Aaron Draplin принял вызов от платформы lynda.com (на 10 дней есть пробный период) и показал, как за четверть часа он создал логотип для вымышленной строительной компании. Один из самых коротких курсов о том, как может быть устроен творческий процесс.
Креативные
автопортреты


Пока МВД России со всей серьёзностью рассказывает как делать безопасное селфи, лучше посмотрите, как можно делать фотографии себя, где есть не только ваша голова. Фотограф Lindsay Crandall рассказывает, показывает и структурирует виды автопортретов и дает дельные советы.

Как устроено
современное искусство?


И напоследок, не столь главное, но если вас смущает это видео (нас да), и вы хотите разобраться в современных перфомансах, то 3 августа стартует курс «Современное русское искусство». «Мы будем размышлять, что важнее — мастерство или идея, может ли произведение состоять из пустоты, а также о том, для кого и зачем существует современное искусство».


.
текст: Никита Кожевников, Никита Пушкин фото: Данила Шостак
использованы фотографии из личного архива Николая Сайнакова, Алексея Кондакова, Марины Сенинг
видео на обложке: Dave Cormier, Neal Gillis «What is MOOC?»


Made on
Tilda