© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
ГОРОД

Креатив города берёт

Школьный психолог о том, почему часто консультация не помогает решить проблему и почему родители современных подростков оказались беспомощны
Программа «Креативные практики» уже около трех лет проводит полевые исследования «креативных индустрий» в Сибири. За всё время работы — почти 70 интервью с представителями креативного сообщества, городской администрации, культурных институтов, бизнеса, активистами. В прошлом году проект посетил и наш город. Мы прочитали их отчет за вас и попросили нескольких экспертов прокомментировать четыре самые неожиданные проблемы (на самом деле, не всё так плохо).

Погодите, что за
«креативные индустрии»?
Если кратко: сектор экономики — почти как тяжелая промышленность, разве что в качестве ресурсов для производства продукта используются ваши навыки, таланты и умения.

Подробнее
Почему Сибирь стала
центром исследований?
Если кратко: из-за территориальной протяженности и удаленности исследуемых регионов

Подробнее
Как эти креативные
индустрии исследуют?
Если кратко: экспертные интервью, наблюдения, командировки.

Подробнее
То есть исследователи
просто приходят
и разговаривают?
Если кратко: да

Подробнее
Как все-таки можно оценить уровень развития креативной среды?
Если кратко: Эксперты Calvert Forum выделили шесть основных факторов формирования креативной среды городов, по которым также можно оценить уровень развития этой среды.

Подробнее
1
Томские университеты не дают возможности развиваться сторонним общественным площадкам

Суть проблемы:
«Наличие активностей в рамках вузов не позволяет интенсивно развиваться внешним проектам или сторонним общественным площадкам. Последние не могут выдержать конкуренции с современной университетской инфраструктурой. …Многие эксперты утверждают, что университетские площадки могут заменить креативные коворкинги лишь функционально, но не идеологически».
Мария Буряк,
руководитель образовательного
направления «Креативные практики»
Инициативы, зарождающиеся в университете, должны выходить за его рамки и развиваться в городской среде уже по правилам других систем: социальных, культурных, рыночных и т.д. Важно также отметить текучку кадров в университетских командах. Заканчивая вуз, студенты часто уходят из проектов или вовсе уезжают из города. Хороший проект может закрыться просто потому, что члены команды выросли и закончили вуз, а университет может быть слишком закрыт, чтобы пустить к себе кого-то со стороны. Для развития креативной инфраструктуры необходимо более интенсивное взаимодействие всех типов городских сообществ.
Именно консервативность публики во многом определяет поведение директоров театров, когда они приглашают режиссеров для постановки классики.
2
Томские театры ориентированы
на классическую традицию и очень консервативны

Суть проблемы:
«Развитие театральной сферы Томска проходит в соответствии с петербургской моделью, когда художественные инновации постепенно отвоевывают место на сцене, а не внедряются волевым решением нового поколения режиссеров».
Татьяна Веснина,
журналист:
Консервативны скорее зрители, чем сам театр. Именно консервативность публики во многом определяет поведение директоров театров, когда они приглашают режиссеров для постановки классики. Классические истории — всегда беспроигрышный вариант, да и сами режиссеры, которые даже некоторое время живут в Томске, начинают чувствовать запросы аудитории и не спешат делать эпатажных и авангардных постановок. Взрослая публика, воспитанная на спектаклях 70-80х годов, в большинстве своем может считать новые постановки самоутверждением современных режиссеров (хотя это, конечно, не так). Но даже несмотря на это, «махровой» классики у нас давно не ставилось. Даже если за основу взято классическое произведение, режиссеры экспериментирует с материалом. Например, постановка «Анна Каренины» в ТЮЗе, где текст произведения становится главным действующим лицом, или неклассическая трактовка пьесы Островского в Томском драматическом («Лариса и купцы», реж. Александр Огарёв), или, наконец, «Зойкина квартира» Александра Загораева по пьесе Булгакова. В целом же я согласна с оценкой экспертов.
Уже в этом году программа «Креативная практика» провел еще одно исследование — на этот раз заочное.

В течение нескольких месяцев каждый желающий в Томске и еще семи городах России мог рассказать о том, какие проблемы его волнуют (анкету можно было заполнить онлайн или на специальных стойках в разных местах города). В итоге получился срез самых актуальных городских проблем по мнению жителей города. В Томске лидируют недовольные велосипедисты, а вторят им пассажиры городского транспорта.

Среди таких пограничных минусов как раз то, что город дает студентам действительно много льгот, которые при переезде просто-напросто теряются.
3
Выпускники, переехавшие в другие регионы, могут быть
неготовыми к реальной жизни

Суть проблемы:
«Ратуя за сохранения статуса города как инкубатора для молодых профессионалов, томская администрация оказывает существенную поддержку студенческому сообществу. Во многих сферах: транспортной, культурной, досуговой — город дает дополнительные преференции студентам, что делает выпускников, переехавших в другие регионы, неподготовленными к реальной жизни».
Мария Буряк,
руководитель образовательного
направления «Креативные практики»
Томск — это такой образовательный хаб со множеством университетов, но в этом есть и свои плюсы, и минусы. Среди таких пограничных минусов как раз то, что город дает студентам действительно много льгот, которые при переезде просто-напросто теряются. Да, это приятная среда для студентов, но она временная, с этим нужно считаться. И по итогам экспертных интервью в Сибири, Томск действительно единственный такой город, но мы проводили качественное исследование, статистических данных мы не собирали.

В число компаний, непосредственным образом занятых в сфере креативных индустрий, входит порядка 10–15 прогрессивных рекламных, маркетинговых и дизайн-агентств, самое заметное из которых — «Провинция», котирующееся даже на столичном рынке. Особняком стоит активно развивающаяся сфера IT, в которой в качестве интеллектуального ресурса используют недавних выпускников томских вузов, однако сама сфера преимущественно ориентирована на европейские рынки.
4
Креативизация бизнес-среды Томска
происходит достаточно медленно

Суть проблемы:
«В городе не существует ни одного креативного кластера, а роль коворкингов играют библиотеки, включая круглосуточную частную библиотеку Зеленая лампа и различные тайм-кафе, такие как «Вместе» или PartyTime, созданные по образцу аналогичных пространств Москвы или Санкт-Петербурга».

Денис Щукин,
эксперт Центра стратегических разработок,
руководитель программы «Креативные практики»

Креативный кластер — это многофункциональная площадка, которая может включать в себя и площади для размещения креативных компаний, и общественные зоны, и ритейл. Основная идея кластера — собрать в одном месте всех участников обмена креативными идеями, товарами и услугами: производителей, продавцов, покупателей, клиентов — и дать им возможности для плодотворного взаимодействия. В результате взаимного сотрудничества проекты развиваются намного быстрее. Лишенные внешней поддержки креативные бизнесы — небольшие компании — не могут позволить себе аренду проходимых и комфортных помещений, но получают возможность выжить благодаря объединению усилий по благоустройству площадей и привлечению аудитории. Появление таких точек агрегации творческой энергии позитивно влияет на среду города, но оно и само зависит от того, насколько подготовлено городское сообщество к новым видам бизнеса и досуга. Модели кластеров могут быть самые разные: от классических бизнес-центров, но для креативных специалистов, как в Барселоне, до концертных залов, которые обрастают сувенирными и книжными магазинами, лавками, кофейнями как в Лондоне.
Подробнее

Есть еще понятие «культурные индустрии», некоторые эксперты считают эти два термина синонимами, другие не спешат с этим соглашаться. Но однозначно ясно, о креативных индустриях нельзя говорить только на языке экономике, так как вне культуры разных государств их просто не существует. «Культурных индустрии» — культурное наследие и традиционные виды творчества (живопись, театр, литература), а «креативные индустриии» — прикладные творческие практики, инновации, которые кроме всего приносят прибыль за счет создания интеллектуальной собственности (кино, музеи, фотография, мода, дизайн и т.д.).
Подробнее
Про Москву и Питер всё более или менее понятно, по крайней мере, специалисты их хотя бы исследуют; до Сибири очень долго не доходили руки. В итоге в список исследуемых городов попали как потенциальные мегаполисы, так и небольшие моногорода. В пользу выбора именно этих объектов исследования сыграл тот факт, что Сибирь является не только источником природных ресурсов России, но и самым большим регионом, занимающим порядка 77% территории страны и обладающим огромным человеческим потенциалом.
Подробнее
Да, креативные индустрии можно исследовать через экономические показатели (тот же процент ВВП), но это в первую очередь затруднительно. Во-первых, в России у креативных индустрий всё сложно с определением нормативно-правового статуса, а во-вторых, нет прозрачной статистики: маленькие креативные компании часто прибегают к серым схемам по выплатам тех же зарплат. Поэтому подразумевается в первую очередь качественное исследование: анализ социально-экономических предпосылок, а также социальных и культурных проектов, которые формируют креативный сектор экономики.
Подробнее
На самом деле не всё так просто: например, только в Томске исследователи «Креативных практик» поговорили почти с 30 экспертами, потом вся информация объединяется, анализируется. Выявляются критерии, по которым проводится дальнейший анализ, как в большой диссертации.
Подробнее
Давайте по пунктам:

1) Социальная активность — участие горожан проектах по изменению города вместе, сообща, когда каждый осознает ответственность по улучшению среды вокруг.

2) Открытая культура — доступность классического культурного достояния и актуальных культурных трендов для широкой аудитории.

3) Либеральное образование — в широком смысле всё то, чему вы можете научиться вне вуза, то, что расширяет кругозор — открытые лекции, дистанционное образование, мастер-классы и т.д. Есть даже неологизм edutainment (смесь слов education и entertainment). В узком смысле — возможность учиться в вузе по индивиудальному плану.

4) Институциональная поддержка — поддержка креативных индустрий со стороны администрации и крупного бизнеса. И тут часто возникают проблемы: креативному сообществу зачастую приходится бороться с традиционализмом городской администрации.

5) Комфортное окружение — здесь важно сочетание множества элементов: от разработки городского плана и эффективной организации транспортного сообщения до внедрения удобных сливов воды, организации зеленых зон и велопарковок.

6) Экономическая диверсификация — возможность развития альтернативных отраслей, а не только тех, которые изначально характерны для города (нефтедобыча или сельское хозяйства, например). В связи с диверсификацией большие перспективы развития появляются именно у сфер, которые изначально связаны с использованием знаний, навыков и компетенций, таких как наука, культура, образование, здравоохранение.

текст и графика
(по данным отчета «Креативных практик»):
Анатолий Панов
иллюстрация: Екатерина Ройз
фото: Екатерина Витман
КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ
Подробнее узнать о развитии креативной среды в Томске можно будет 24-25 сентября на образовательном интенсиве, который проведут питерские эксперты из «Креативных практик». Больше подробностей в группе события.
Made on
Tilda