© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
ГОРОД

Аккуратнее с шишкой


Бонусы и ограничения сибирского
эко-предпринимательства
Популярность шишкового варенья компании «Сибирский знахарь» давно перешагнула границы нашего региона. Да и остальные натуральные десерты по бабушкиному рецепту не отстают: мед с сосновой почкой, жмых кедрового ореха, иван-чай — заказы на эти продукты в отдел продаж прилетают даже из солнечного Краснодара. Тем не менее, руководство компании не спешит принимать комплименты: стартапу всего два года, и успех еще нужно закрепить.
Вегетарианская четверка
Состав учредителей получился донельзя колоритный: Владимир Реттлинг — отслуживший в армии выпускник института Федеральной службы исполнения наказаний; Артур Бикмуллин работал по найму в различных сферах бизнеса; Артем Фишер пошел в предпринимательство, едва получив диплом геолого-географического факультета; а у Виктора Федорова за плечами был опыт в сфере интернет-торговли и 14 лет диджейского стажа.

— Мы, все четверо, — вегетарианцы, и для нас в продуктах прежде всего важна натуральность — отсюда и идея стартапа. Через пищу можно выразить свое отношение и любовь к миру и людям. Ну и мы предчувствовали, интуитивно ощущали ажиотаж на рынке биопродуктов, и, как оказалось, не прогадали, — рассказывает Владимир Реттлинг.
Владимир Реттлинг, один из учредителей
Первый продукт — мед с соком ягод — четверка друзей предлагала всем торговым точкам, магазинам и рынкам. Но, несмотря на качество, получали в основном отказы. В этом сегменте потребитель встречает товар во многом «по одежке».

— Упаковка и дизайн оставляли желать лучшего, — признается Владимир. — После месяца тщетных попыток мы всё же нашли первого оптового клиента, но он был готов работать только при условии поставки товара в стеклянной таре. Оперативно скооперировавшись с поставщиком стеклянных банок, мы реализовали первую сделку. После этого нас уже было не остановить.
«Сибирский» — во-первых, потому что все основатели — сибиряки; во-вторых, сырье по большей части отсюда; а в-третьих, сибирский бренд набирал обороты на российском рынке. Мы выделились этим и позиционировали себя как парни из Сибири. «Знахарь» появился с намеком на здоровье и врачевание народными средствами.
Шоколад не виноват
С эко-ассортиментом на томском рынке представлены около пяти компаний, особенно популярна Кемеровская область: крестьянское хозяйство А.П. Волкова, бренд «Калина-Малина». В условиях конкуренции нужно постоянно обновлять линейку продуктов. В «Знахаре» технологи и маркетологи совместно выбирают актуальные для рынка продукты на основе сибирского сырья. Но фразы про «бабушкины рецепты» не уловка маркетологов. На протяжении двух лет разные люди делились с бизнесменами семейными секретами — например, мед с сосновой почкой им посоветовал партнер и друг компании:

— Он попробовал эту сладость в заготовительный сезон и пришел к нам с этой идеей, — рассказывает Владимир Реттлинг. — Это стало нашей новинкой: в составе только мед и перетёртая сосновая почка, ничего лишнего или вредного.
Почти весь ассортимент компании (95%) — из сибирского сырья, собранного по большей части в Томской области. Статистику портит шоколад, пусть даже натуральный и без сахара.

— Если в Сибири научатся выращивать какао-бобы, то, безусловно, мы будем использовать только их, — смеется Владимир.
Привкус солодки эко-бизнеса
Каких-то уникальных особенностей в технологии у «Сибирского знахаря» нет, мед — он и в Африке мед. Все тонкости спрятаны в рецептуре, которая у каждого производителя своя.

— Например, в производстве шишкового варенья никакого секрета нет, но есть своеобразный подход: каждую отдельную партию мы вывариваем в течение двух суток. Мы знаем, что у большинства производителей аналогичного продукта такая процедура укладывается в четыре-шесть часов, — говорит Владимир.

Работа с натуральными продуктами накладывает и свои ограничения: так, вместо лимонной кислоты ребята используют лимонный сок, а об искусственных консервантах и красителях и речи не идет.
— Единственное, что присутствует в наших продуктах и от чего мы в скором времени собираемся отойти, — это сахар. Сейчас ищем альтернативную замену. Тестируем различные варианты: со стевией, например, сложности, потому что она дает своеобразный привкус солодки. А в шоколаде мы используем выпаренный виноградный сок, — рассказывает Владимир.

Сложностей хватает и на этапе сбора сырья. Хороший объем молодой, еще зеленой сосновой шишки нужно заготовить в весенний период. Но работать можно не со всеми поставщиками.
Партнеры, которые готовят для нас сырье, — это проверенные люди;
мы знаем, что при сборе они не губят лес. Были прецеденты: изготовители предлагали собирать шишки посредством спила и рубки деревьев. Мы отказываемся от таких концепций
— Партнеры, которые готовят для нас сырье, — это проверенные люди; мы знаем, что при сборе они не губят лес. Были прецеденты: изготовители предлагали собирать шишки посредством спила и рубки деревьев. Мы отказываемся от таких концепций и сотрудничаем только с теми, кто бережно относится к природе, — говорит Владимир Реттлинг. — Первое время искали таких по рекомендациям друзей и опытных людей в бизнесе. С некоторыми продолжаем работать уже спустя два с половиной года. Для сбора шишек наши партнеры используют специальные инструменты, которые позволяют подтягивать высокие ветки для более комфортного сбора.
Черемуха — новый черный
Целевая аудитория «Сибирского знахаря» очень широкая, учредители решили не сужать границы и не фокусироваться на ком-то конкретном.

— Свои предложения мы распространяем на дистрибьюторов, которые работают с эко-магазинами и сетями, магазинами здорового питания. Есть и предложения для компаний: корпоративные подарки, если хочется удивить партнеров или сотрудников. А розничный покупатель разнообразен: от молодежи до людей пожилого возраста. Вкусняшки любят все, а полезные — тем более, — комментирует Владимир Реттлинг.

Предпочтения в этих самых «вкусняшках» тоже не стоят на месте. Шишковое варенье долгое время было фаворитом покупателей «Сибирского знахаря», но в последнее время набирает популярность новый продукт: черемуха, перетёртая с сахаром.

— На томском рынке такого продукта нет, а на российском он представлен очень узко — это наша изюминка, которая выделяет нас среди конкурентов.

Несмотря на очевидный прогресс своей компании, четверо основателей считают, что судить о стартапе можно только через три года. Так что если и через сезон их черемуха окажется на столах у вдумчивых потребителей, будут принимать комплименты. А пока просто ищут новые изюминки, чтобы обойти конкурентов.
Текст: Ольга Дюженко, Алексей Гаврелюк
Фото: Екатерина Витман

Made on
Tilda