РАЗВИТИЕ
[партнерский материал]

За идею попотею

Как придумывать
и воплощать проекты
Илья Соболь — человек из будущего. Он говорит о мейкерах и концептах, называет себя экспертом по реализации идей, управляет изобретательским бюро, делает камеры обскура, создаёт конструкторы из карандашей и выступает на публике. 28 августа он приедет из Москвы на томский «ЧестФест» и прочитает три мини-лекции: про идеи, продюсирование и ожидания. Обо всём этом в усеченной форме мы поговорили с Ильёй заранее.
Илья Соболь,
30 лет


Основатель изобретательского бюро «Изобрюло», эксперт онлайн-школы городских предпринимателей «Vector», независимый автор учебных программ, мастер-классов и лекций. Руководил производством Фаблаба НИУ-ВШЭ, в прошлом — генеральный продюсер в союзе художников «Варенъйе Организм»
— Илья, у тебя в «ВК» в графе «Деятельность» написано «Реализую идеи». А все ли идеи нужно реализовать?

— Наличие идеи — это не единственная причина, которая определяет, надо её воплощать или нет. Есть ещё несколько дополнительных факторов. Если у человека нет предыдущего опыта, и у него появилась идея, то ему 100% надо ее реализовывать, не зависимо от того хорошая она или плохая, ведь только так он научится хоть что-то делать. А бывает бесконечный поток идей, но это не значит, что надо срочно бросаться их воплощать, потому что тогда это бесконечное распыление — ты делаешь всё и ничего абсолютно. Тогда есть смысл рассказывать о своих задумках всем подряд. Может быть, кто-то вдохновится и решит что-нибудь сделать.

— Но что даст человеку, который, допустим, никогда не реализовывал идеи, первый опыт? И почему нужно это делать?

— В последнее время меня вообще посещает мысль, что нужно организовать секту лени и говорить всем: пожалуйста, не делайте ничего, просто ждите, все само вас настигнет.

Но если серьезно, это просто потребность. Если у человека есть такое желание, он хочет что-то изменить и хочет изменить себя, ему стоит реализовывать всё, что приходит в голову. Потому что способ изменения себя — это тоже идея.

— То есть воплощать идеи это не для всех?

— Раньше — не для всех, а сейчас — для всех.

— Что значит «раньше»?

— Лет 10-15 назад еще не было тренда, который сегодня называют четвертой промышленной революцией. Эта революция подразумевает, что огромное количество крутых инструментов — станки, 3D-принтеры — не просто появились, но стали доступными каждому. Любой человек может научиться пользоваться этими инструментами и воплощать изобретательские идеи. Надо учесть, что мы говорим о чем-то материальном, что можно потрогать.

Следствием четвертой промышленной революции в свою очередь стало такое явление, как фаблабы (сокр. от англ. «fab lab» — «fabrication laboratory», — прим. ред.), правда в России их функцию выполняют ЦМИТы (центр молодежного инновационного творчества, — прим. ред.). Десять лет назад еще никто не мог подумать, что кто угодно может прийти в ЦМИТ или фаблаб, и ему там объяснят, как пользоваться оборудованием, и он сможет воплотить какие-то свои проекты. Все подобные станки управляются с помощью компьютера. И теперь наше исходное мастерство, когда нужно было уметь пилить или строгать, уже не так важно.

Однако тут есть еще огромное заблуждение, что в фаблабе нужно выпиливать что-то коммерчески успешное. Необязательно! Кому-то, например, хочется чайник с пятью носиками или чашку с тремя ручками. Это как раз тот случай: ты никогда не купишь такую кружку, заказать её на заводе — дико дорого, поэтому наименее затратно сделать ее самому — то есть, воплотить идею.


Суть такова — и это довольно жестко —
большинство идей появляются,
реализуются, и умирают,
потому что они никому не нужны.
Выступление Ильи Соболя на PechaKucha Moscow
«Доступность технологий как способ стать счастливее»
— То есть не каждая реализованная идея должна иметь какое-то практическое применение?

— По большому счету большинство таких проектов в мире не имеет никакого практического применения. Достаточно посмотреть на патенты хотя бы за предыдущий век. Мы же знаем только единицы изобретений, которые дошли до нас. Поэтому суть такова — и это довольно жестко — большинство идей появляются, реализуются, и умирают, потому что они никому не нужны.

— В своем лонгриде ты писал, что идеи рождаются в процессе, в определенных обстоятельствах. Можно ли создать эти обстоятельства самому?

— Об этом, собственно, и был мой лонгрид: их не надо ждать, надо работать над тем, чтобы обстоятельства аккумулировались вокруг себя. Однако и тут не нужно быть самонадеянным и думать, что я такой офигительный, классный, невероятный и супер-крутой и сейчас я всё соберу, как мне нужно. Жизнь она всегда умней нас, и обстоятельства тоже иногда собираются, а иногда — нет. Когда начинаешь двигаться, что-то делать и чуть больше разбираться в принципах реализации идей, ты можешь из каких-то случайных вещей вытянуть возможности, которые раньше не замечал. Хотя иногда это результат случайности.

— Значит нарочно их выработать нельзя?

— Ну, давай сейчас дождь вызовем?

— Давай!

— Я про то, что какие-то обстоятельства можно организовать и самому, но не стоит забывать, что создавать их зачастую не нужно — они сами появляются и надо просто заметить их. Это и есть мастерство, и появляется оно у всех людей, которые чего-то добиваются.
Конструктор камеры-обскура «OuCam», который можно собрать самому, разработанный Ильей. Камера-обскура — простейшее устройство, позволяющее проецировать изображение.
Фото: Екатерина Соловьева(arch-project.ru) и Лиза Страхова
— Мне кажется, генерировать и воплощать идеи в проекты — это и есть изобретательство. Тогда получается, что изобретателем может быть любой?

— Воплощение идей не связано с изобретательством, воплощение идей связано с бесконечным стрессом. Но если говорить серьезно — да, все мы тут изобретатели. Я это воспринимаю как дизайн или решение задач. Иногда это бывает решение нетривиальных вопросов. Однако надо еще разделять изобретательство и реализацию идей. По большому счету это совершенно две разные задачи. Придумать что-то — это один процесс, а сделать так, чтобы это появилось в реальности — другой. Последнее — то, что я называю продюсированием. Большинство изобретателей не в состоянии это провернуть, и их идеи так и остаются в концептах на бумаге.

— Получается, продюсер и изобретатель не могут быть одним и тем же человеком?

— Зачастую да. Что мы знаем про большие компании, например, про Apple? Сложно сказать, Джобс — он изобретатель или нет, но у него всегда был инженер, который помогал воплощать то, что он придумывал. Но таким же изобретателем может быть инженер, а у него рядом может быть Джобс который придумывает в каком направлении реализовать его продукт. И вместе они делают так, что появляются какие-то новые вещи.
В большинстве своем изобретательство
и есть ради изобретательства.
И, конечно, оно не приносит денег.
— А должен изобретатель монетизировать изобретения?

— Должен, не должен... сможет — пускай продает! Это как спорт: кто смог, тот и молодец.

Но вообще я считаю, что лучше разделять деятельность, как и с продюсированием. Быть эдаким многоруким Шивой не всегда удачно оборачивается. Лучше, если у изобретателя, у которого хорошо получается придумывать, будет друг, который поможет правильно упаковать и продать.

Но в любом случае, никому же не дают медалей «За продажу изобретения». Получается продавать — продавай, не получается — не продавай.

— Но это же изобретательство ради изобретательства.

— В большинстве своем изобретательство и есть ради изобретательства. И, конечно, оно не приносит денег.

Можно поговорить с большинством наших российских изобретателей, которые супер-Кулибины, но довести изобретение до того, чтобы оно приносило деньги, не могут. Ну и конечно, в некотором плане это больше относится к искусству, и тогда нужно называть человека не изобретателем, а технологическим художником. Потому что хороший художник — он же не популист, он делает, как ему на душе легло, и понравилось это кому-то или не понравилось, ему все равно.

Такое есть не только в России. Существуют касты изобретателей бесполезных вещей. Всем известна, например, машина Руба Голдберга — это такая штука, когда шарики скатываются по очень длинной и сложной дороге, ударяя один по другому, преодолевая различные препятствия. То есть это такое устройство, которое очень сложной последовательностью операций выполняет простое действие. Например, какая-то большая штука, сделанная из кучи шестерёнок, которая подносит чашку ко рту. Или еще: один японский изобретатель придумал механизм, который кладет ему помидоры в рот во время бега.

Я думаю, что это всё называется даже мейкерство, а не изобретательство. Мейкеры — как раз те люди, которые не заботятся о коммерческой успешности идей, но они верят, что их идеи классные и реализовывают их. И мейкеры как раз связаны с четвертой промышленной революцией и фаблабами, где они воплощают задумки. Хотя, конечно, как есть мейкеры, которые безумствуют, так и есть мейкеры, которые продают.
Клип группы OK GO, демонстрирующий работу машины Голдберга.
Тут парадокс: с одной стороны идеи у них могут быть максимально безумными, с другой стороны они хорошо разбираются в технологиях и материалах и могут собрать свою идею из шестеренок так, чтобы она хорошо работала.
«Карандаштейн» — запатентованный конструктор из карандашей, разработанный в бюро Ильи Соболя «Изобрюло». Объединяя карандаши при помощи конструктора, можно собирать различные в том числе и абстрактные фигуры. Фото: Катя Халанская
— В разных местах ты себя называешь специалистом по реализации идей, изобретателем, антикризисным проектным менеджером, продюсером и даже евангелистом. Так кто же всё-таки такой Илья Соболь?

— Я человек, который может влиять на мир и менять его, как бы это пафосно не звучало. А как это называть... Кому как больше нравится, пусть так и называет. Для некоторых больших компаний я вообще промышленный дизайнер. Для кого-то я продюсер, для кого-то изобретатель. Сейчас это большой вопрос, и для себя его не решил.
28 августа на «ЧестФесте» будет работать лекторий, где вы сможете послушать не только честные лекции Ильи Соболя, но и выступление путешественника Егора Ковальчука.
Следите за новостями в паблике «Tele2 Томск»
текст: Никита Кожевников
фото: Арина Таранюк,
фото на обложке: Екатерина Соловьева
Made on
Tilda