© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
Баллончиком
по стене писано

5 региональных фестивалей уличного искусства
в духе Street Vision

13 августа стало известно, что уже привычный для Томска фестиваль стрит-арта и современной культуры Street Vision не состоится в том масштабе, что он задумывался. В группе фестиваля организаторы пояснили, что «череда дурных событий, начавшаяся с обвала первого помещения, преследовала и наконец настигла оттоком инвестиций из проекта». Однако они заверили, что проект ни в коем случае не закрыт и попросили всех оставаться на связи. В ожидании возвращения проекта Ground решил узнать больше о фестивалях стрит-арта, которые проходят в регионах, и выбрал пять из них, достойных внимания.

1
Макаронная фабрика
Где: Ростов-на-Дону
Когда: август 2012
Кто: Миша Мост, Кирилл Кто, Адмирал Лазерная Борода и другие

Двадцатидневный фестиваль, прошедший три года назад в Ростове на территории заброшенной макаронной фабрики рядом с галереей современного искусства 16thLINE. Фестиваль, посвящённый исследованию различных направлений в современном и стрит-искусстве, был поделен на две части: «улично-пацанское» искусство (сам стрит-арт) и «Gop-art». На территории бывшей фабрики, в её помещениях и во дворах-колодцах рисовали 50 современных российских стрит-художников, проходила лекционная программа, перфоманс, а также фестиваль в фестивале — выставка микро-стрит-арта. После «Макаронной фабрики» фестивальное пространство превратилось в арт-площадку MAKARONKA, где сейчас функционируют театр, выставки и мастерские художников.

Кирилл Шаманов,
куратор фестиваля «Макаронная фабрика» , художник, куратор проекта Gop-Art:
— В Ростове-на-Дону рядом с галереей 16thLINE стоит заброшенная макаронная фабрика, галерея хотела расшириться и решила сделать там арт-центр. Естественно стрит-артисты первыми идут в бой, да и их дешевле всего использовать. Мы внутри сделали выставку Gop-Art, а снаружи были стрит-артисты, таким образом хотели учинить диалог между художниками-хулиганами в галерее и уличным искусством на улице. В итоге они все перемешались: кто-то показывал работы снаружи, кто-то внутри, получился микс с хулиганскими проектами и настоящими стрит-артистами. Плюс, уличные художники тяготеют к современному искусству, представляют совершенно безбашенный активистский арт — это было всё очень интересно. Доходило до того, что ломали инсталляции: выставка была забита народом, потому что «стрит» — одно из наиболее живых и популярных сейчас направлений.
Gop-Art
проект художника Кирилла Шаманова, смысл которого во включении эстетики окраин и «пацанской» культуры в современное художественное пространство. Из манифеста Gop-Artа: «Гопники остаются подлинными «иными» современной постцивилизации, сплавленной из осколков «серебряного века» и субкультурных изобретений».

2
Неделя уличного искусства
Где: Новокузнецк
Когда: каждое лето
Кто: Zebster (Германия), Каджал Кумари (Индия), Илья Мозги и другие

Молодой кузбасский фестиваль уже второй год собирает многогранный состав участников: художники, граффити-райтеры и музыканты из Германии, Индии, Казахстана и со всей России. Помимо основной арт-программы, во время Недели проходят мастер-классы от стрит-артистов и соревнования по брейк-дансу. За время последнего фестиваля, прошедшего в июле этого года, по словам организаторов, было раскрашено 1500 м2 городских стен и трамвай, который сейчас курсирует по городу. Кстати, новокузнецкая Неделя уличного искусства полностью оправдывает свое название — фестиваль проходит не в выставочных помещениях, площадкой для художников стал весь город.

Иван Таматов
организатор «Недели уличного искусства»:
— Я хотел организовать в городе какой-то движ, который активизировал бы молодёжь, чему-то научил, дал новые знакомства и связи, так фестиваль и появился. В прошлом году с другом ещё до Недели уличного искусства провели первое мероприятие по граффити, через некоторое время наткнулись на граффитчика из Германии Зебстера, познакомились с ним. Зимой, когда решали, что ещё провести, подумали пригласить какого-то гостя, чтобы включить в фестиваль и образовательную часть. То есть не просто покрасить стены и разъехаться, а чтобы гости или участники могли и рассказать о себе, и поучиться. В итоге Зебстер заинтересовался, и мы нашли деньги ему на дорогу. В этом году он снова поддержал фестиваль, предложив приехать со своей командой граффитчиков.
К осени организаторы планируют выпустить короткометражный документальный фильм о фестивале, собранный из 10 часов отснятого видео во время Недели уличного искусства в Новокузнецке .

«Любой может взять краску, взять какой-то предмет на улице и наделить его своим смыслом»

Илья Мозги,
уличный художник:


— Я начинал с классического граффити, на волне хип-хоп культуры. В основном я рисую нелегально, как и раньше, просто поменялся подход и направление в творчестве. Никогда не интересовался поездами, меня привлекает городской ландшафт. Мне интересно находить на улице места под рисунок, вписывать в среду, изменять привычный вид. Городской ландшафт знакомит художника с разными формами, материалами, поверхностями. Такая многогранность провоцирует искать и создавать новое, сам город является вдохновителем и одновременно местом создания конечного произведения.
На фестивалях я бываю нечасто. Всегда есть желание, быть активнее, но нельзя успеть все. Фестивали вещь полезная: во-первых, это возможность осуществить свой проект, заявить о себе, во-вторых, общение с другими художниками, культурный обмен. Приятно встретить старых знакомых и завести контакты с новыми людьми. Плюс смысл стрит-арт фестивалей обоюдно выгоден, как для города, так и для художника. Художник реализуется, город насыщается искусством.

Илья Мозги
В Новокузнецке я нарисовал Маяковского на торце дома. Перед тем, как сделать эскиз, я просмотрел информацию о городе, которую смог найти в интернете. Узнал о том, что в центре установлен памятник писателю, а сам Маяковский посвятил строки Новокузнецку. Эта новость стала отправной точкой для создания эскиза. Судя по всему, я не ошибся — горожане остались довольны результатом. Быть полезным — это важно.
Работы я продумываю заранее. Тут два пути: либо отталкиваешься от места, рассматриваешь работу как недостающий элемент в пространстве, либо работа рождается сама собой, и ты ищешь место под неё. Переосмысление городских объектов — один из самых интересных элементов в стрит-арте. Любой человек может взять краску, взять какой-то предмет на улице и наделить его своим смыслом. В этом есть такая завораживающая особенность стрит-арта, все двери перед тобой открыты, иди и делай. Доступность, демократичность — мне это по душе.
3
Time for art
Где: везде
Когда: круглый год

Time for art — это передвижная выставка, которая уже побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и других местах, а весной следующего года прокатится по городам России от Москвы до Владивостока и потом проедет по большей части европейских стран. Выставка, проходящая в формате вечеринки, уличное искусство затрагивает опосредованно: стрит-артисты представляют свои эскизы, иллюстрации и работы на холстах, арт-объекты и инсталляции в музейном пространстве строго за один вечер. Тем не менее, за такое короткое время на Time for art успевают провести мастер-классы, видеопоказы и скетч-конкурсы.

Митяй Облаков,
организатор выставок Time for art:
— Проект задумывался для того, чтобы уличные художники могли показать часть своих работ, которые они рисуют дома: именно холсты, которые они не могут нигде продемонстрировать. Они стенки могут рисовать каждый день, но есть иллюстрации, которые показывать негде — для этого и нужен Time for art. Людям же интереснее прийти и посмотреть на них вживую, нежели в интернете.

Мы специально берём не только москвичей, наоборот очень много участников из регионов. После выставки эти ребята понимают, что надо двигать стрит-культуру, что у них в городах застаивается всё в этом плане. И стрит-арт развивается везде, только вопрос: с какой скоростью. Быстрее на мой взгляд, наверное, в Москве и Санкт- Петербурге. Что касается просто граффити, приезжаешь, например, в Ярославль, там оно настолько активно, что москвичи открывают рот: как такое может происходить.

Сейчас проект не приносит денег, мы, дай бог, отбиваем свои затраты. У нас есть помощники, партнеры, которые нас поддерживают, деньги я вкладываю свои личные. Но в любом случае, Time for art — это некоммерческий проект, он создан для того, чтобы люди знакомились и развивались.

4
Транзитная зона
Где: Пермь
Когда: март 2014
Кто: Тимофей Радя, Кирилл Кто, Гамлет Зиньковский (Украина) и другие

«Транзитная зона» стала последней выставкой музея современного искусства PERMM перед переездом, поэтому и название, и выбранное направление имеют символическое значение: пограничное состояние стрит-арта между искусством и вандализмом отражает и положение музея в поисках нового места. 28 стрит-артистов, ограниченных рамками музейного пространства, представили свои работы на выставке в Перми, также во время фестиваля проходили показы фильмов об уличных художниках, танцевальная программа и образовательные мероприятия.

Наиля Аллахвердиева,
куратор выставки, руководитель паблик-арт программы музея PERMM:
«Транзитная зона — это зона временного нахождения в аэро- или речпортах. Музей открывает свои двери городу, собирая в своих стенах стрит-арт художников страны. Взаимное проникновение музея и города и создает такую «транзитную зону», пограничную территорию. Стрит-арт музеефицируется, а музей становится пластичным и, подобно городскому пространству, отдаёт художникам свои стены. Фактически, художники создают большую коллективную работу, все части которой будут связаны друг с другом.

Эту выставку мы посвятили Речному вокзалу (место, где изначально располагался музей PERMM. — прим. ред.). В этом восхитительном пространстве нам хорошо жилось. Мы делали большие проекты, мы мечтали, что именно здесь будет музей современного искусства, и жители города смогут к нам приходить, поэтому «Транзитная зона» для нас — это проект про переживания, проект про страхи, проект про неопределённость и одновременно желание заявить о себе. Выставка получилась многозначной, очень многослойной.»

5
Стенограффия
Где: Екатеринбург
Когда: каждый год первые выходные июля
Кто: Кирилл Кто, Sam3 (Испания), Марина Ягода и др.

Успешный уральский фестиваль с шестилетним стажем, собственным рекламным агентством, крупными спонсорами и большой поддержкой екатеринбуржцев. Недавно «Стенограффия» обзавелась ещё и урбанистическим форумом и расширила географию до шести городов. Еще одно достижение фестиваля — организаторы успели заключить партнёрство с Google Cultural Institute, собирающим художественные коллекции онлайн, и разместить объекты фестиваля на мировой карте стрит-арта.
Константин Рахманов
руководитель фестиваля «Стенограффия»:
— Началось всё в 2009 году, нас собралась компашка из трёх человек, мы начали фиксировать, всё, что видели: от самых обычных надписей «Я люблю Наташку» и до каких-то картинок мозаичных. Всё, что находили, собирали на сайте, который специально для этого сделали, и в определённый момент поняли, что нужна какая-то движуха, хочется сделать фестиваль.

Мне очень интересно находить интересные объекты в городе и давать им новую жизнь. Например, в этом году мы сделали торец трехэтажного здания: это жилой дом мимо которого я ходил около 10 лет. Он совсем обычный, серенький, его не видно, во дворе непонятно что творится, а когда мы туда пришли и начали согласовывать с жильцами оказалось, что они прекрасные люди, которым счастье нарисовать картинку на доме. Дом зажил по-новому.

Художникам мы сильно помогаем реализоваться. Они не знают, как согласовать свою работу — торец, будку трансформаторную, забор. Мы им в этом помогаем, и стараемся взять их самые любимые проекты, которые они давно мечтали воплотить, но у них не получалось. У нас есть позиция, что «Стенограффия» должна быть стартом для молодого художника, точкой отсчёта, где его могут заметить.

В этом году у нас появился генеральный партнер «Газпром Нефть», проект «Родные города» — ребята, которым очень интересно взять наш опыт и показать другим городам. И это очень замечательная история, когда ты свой опыт, накопленный за шесть лет, кому-то передаешь. Мы к этому шли через ошибки, а сейчас мы можем это всё преподнести какой-то группе людей, которым это будет интересно и, возможно, потом они сами будут проводить фестиваль «Стенограффия» и продвигать уличное искусство у себя в городе.

«Эпохальное
случится, когда
хотя бы один
российский художник сможет обеспечивать себя, занимаясь творчеством»





Дмитрий Аске,
уличный художник, главный редактор онлайн-журнала «Ультрамарин»


— Стрит-арт вообще — это очень обширное понятие. Конечно, из названия следует, что уличное искусство должно быть на улице, но фестивали и выставки работ уличных художников давно уже стали частью этого масштабного течения. Кроме того, основной площадкой стрит-арта уже давно является интернет, а не улица: знакомство зрителей с произведениями и художниками чаще всего происходит именно в сети. Так что, как ни бейся за чистоту терминологии, границы понятий радикально размываются.

Сегодня фестивали в России есть, и это уже хорошо. На достойные приглашают интересных российских авторов и привозят известных художников из-за границы. На посредственные обычно привлекают второй и третий «эшелон». Качество фестиваля зависит от компетентности куратора: некоторые наши мероприятия проводятся на хорошем уровне. Хорошие фестивали отличает стабильная периодичность, четкое видение организаторов и понимание того, как уличное искусство преображает город.

Главное, что такие проекты популяризируют уличное искусство, дают художникам возможность представить свое творчество новой аудитории. Огромное количество масштабных работ на стенах по всему миру появляется именно благодаря фестивалям и подобным проектам. Но всё опять же зависит от самого художника. Например, Тимофей Радя, Кирилл Кто или Паша 183 стали широко известны и без фестивалей, хотя для многих это хорошая возможность показать свои произведения, поработать на масштабных поверхностях и пообщаться с другими художниками.

Эпохальное в современном российском стрит-арте случится тогда, когда хотя бы один российский художник, начавший с рисования на стенах, сможет обеспечивать себя, занимаясь творчеством. Я говорю не об обычной сейчас ситуации, когда художник живет за счет заказов на оформление или графический дизайн, в которых он выступает как ремесленник, а рисует для души в свободное время. Пока же всё развивается шаг за шагом. Интерес к стрит-арту растет не только у широкой публики, но и у коллекционеров искусства. Из важных событий, которые ознаменовали собой переход восприятия уличного искусства в России на новый уровень стоит отметить ретроспективную выставку работ Паши 183 «Наше дело — подвиг!» , которая прошла весной 2014 года в Музее современного искусства, первую биеннале уличного искусства «Артмоссфера», состоявшуюся осенью того же года, и первый в России аукцион работ уличных художников, который прошёл в 2015-м году. Я считаю, что на ближайшее время перспективы достаточно позитивные, но хотелось бы видеть больше художников, которые осознанно подходят к работе и мыслят глубоко.

Сейчас же, в первую очередь, людям нужно объяснить, в чём заключается разница между граффити и стрит-артом — в сознании большинства они слились в единое целое. Но граффити — это рисунки и надписи с псевдонимами райтеров и названиями их команд. А стрит-арт — это практически любое изображение, объект или инсталляция, созданные в городском пространстве, чаще всего самодеятельно.

Отношение к стрит-арту у нас изменится, когда люди будут своими глазами видеть больше примеров хорошего уличного искусства. И фестивали в этом помогают. Кроме того, в рамках фестивалей можно проводить лекции или экскурсии, рассказывать людям об истории, развитии и пользе уличного искусства. Должны быть грамотные посредники, которые познакомят зрителей с работами и идеями художников. А художники должны, в свою очередь, создавать на улице больше качественных работ и серьезнее думать об их содержании и своем подходе к творчеству».

Текст: Никита Кожевников, Арина Таранюк

Фото: vk.com/stenograffia, who-is-ptrk.livejournal.com/35206.html, vk.com/spagettyfabric, vk.com/officialtfa, vk.com/street_art2015, vk.com/permm_museum, а также фотографии из личного архива Кирилла Шаманова, Ивана Таматова, Митяя Облакова, Наили Аллахвердиевой, Константина Рахманова и Дмитрия Аске.

При подготовке текста использованы материалы сайтов permnew.ru и permm.ru

Made on
Tilda