© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
Привычка жить
в недоумении
Молодой директор школы о своей работе, коллегах-пенсионерах
и о страхе нашего общества перед всем новым


В Томской области работают почти восемь тысяч учителей.
У 651 из них стаж работы менее трех лет. Одна из тенденций последних лет стремление властей привлечь в школы больше молодых специалистов, а саму профессию педагога сделать более востребованной. Правда, «встроиться» молодым учителям в нынешнюю систему образования не так просто.

Ксения (фамилия не указывается по просьбе героя) год назад закончила педуниверситет и сейчас работает директором в одной из частных школ. Ground узнал, почему сложно поменять устаревшие методы обучения, зачем нужно уметь договариваться с детьми и как справиться с коллективом, у которого «интерактивная доска вызывает рак».

О первом опыте преподавания
— Я пошла работать школьным учителем, потому что хотела узнать тот самый «возраст» учеников, с которым приятно и интересно работать. Моя «первая школа» находилась в неблагоприятном районе, классы наполовину состояли из гопников, а директор удачно устроила на работу всю свою семью, не обращая внимание на то, что у некоторых нет ни необходимого образования, ни элементарного воспитания.

Главной сложностью стал коллектив. Невзлюбили меня за то, что учительнице, которая работает там десять лет, приказали делить со мной кабинет подвинула ее крем для рук на сантиметр и вот уже весь преподавательский коллектив обсуждает как я «трогаю чужое». Однажды она накричала на меня при учениках, швырнув в лицо тряпку и угрожая уволить за то, что мел осыпался с доски на пол. Ох, помню, я тогда после каждого рабочего дня ревела.

С детьми, на удивление, проблем не было вообще. Они меня проверяли: приходили пьяными на урок, вслух обсуждали мою внешность, выкрикивали всякое, но заметили, что я не пишу бесконечные докладные и не жалуюсь родителям, а спокойно объясняю, почему так не пойдет. Тогда они успокоились. На все ушло две недели, и я четко усвоила с детьми надо договариваться.


О проблемах современного образования

Главная проблема зависимость зарплаты учителя от успеваемости ученика. Учителю выгодно для кармана ставить только положительные оценки. Плевать, выучил не выучил, сделал не сделал, закрою глаза, зато мультиварку куплю. К сожалению, не все понимают, что в первую очередь нужно научить учиться. Это главное. Еще, конечно, методы используют безнадежно устаревшие: начнут с первого упражнения и бубнят до сто пятьдесят восьмого. Сам засыпаешь, и ученики твои зевают, зато процесс вроде как идет.
«Однажды, уже работая в школе, от директора я услышала фразу: «не пользуйтесь интерактивной доской, она вызывает рак»

Другая проблема большая часть педагогического коллектива, по правде говоря, не желает работать. Приходят, по бумажке лекцию отчитают, коллег пообсуждают, детей поругают, чай попьют шесть раз и по домам. Разумеется, не все такие, но «не таких» мало. Однажды в колледже, куда я пошла работать после окончания вуза учителем английского, психолог провела среди учеников опрос на тему «Кого из преподавателей вы считаете лучшим, и почему?». Среди 60 человек коллектива выбрали меня девочку, которая только пришла работать. Представьте, что я тогда услышала от женщин с опытом по 20-30 лет? Второй преподаватель английского набрала ровно 0 процентов и, распсиховавшись, выбежала с педсовета. Знаете, что она ученикам говорила? «Не бойся двойки, побойся бога!». Мы с ней всю осень ругались.
«Учителю выгодно для кармана ставить только положительные оценки. Плевать, выучил не выучил, сделал не сделал, закрою глаза, зато мультиварку куплю»
Чтобы такого не было, нужно запретить себе становиться непонятно кем, заставить себя развиваться и приходить на работу для того, чтобы работать, а не чаи гонять и кости мыть. Может прозвучать дико, но я правда считаю, что некоторым пенсионерам пора на отдых, по-моему, не очень нормально, что в нашей стране ты можешь получить повышение только тогда, когда человек на вышестоящей должности умрет.

А еще раздражает отношение к профессии, причем как со стороны общества и государства, так и со стороны директоров и самих учителей. Нельзя брать на работу кого попало, пусть даже и с дипломом. Большинство таких «учителей» руководствовались фразой «ума нет иди в пед», лишь бы было высшее образование, какое плевать. Чему научит такой педагог? Директоров школ можно понять: не закрыл «дырки» в составе получил по голове от начальства, да еще и рублем наказали.

Труд учителя зачастую в принципе недооценивают, но это проблема государственного уровня. Европейские коллеги, например, недоумевают, когда узнают уровень моей зарплаты, но так всегда было и всегда будет. Молодому специалисту доплачивают, но совсем немного, порядка трех тысяч.

Позиция некоторых родителей для меня тоже не очень ясна. Отдают детей в школу, а по факту, словно в приют какой-то, где должны и научить, и воспитать, и по голове погладить. Вот только никто никому ничего не должен. Школа второй дом, окей, но что делать, если и первого-то, по сути, как будто нет?
Об отношении
учеников и родителей

«Некоторые выдвигали версии, что у меня папа депутат, или я любовница министра образования. Обидно, что именно любовница, почему не жена-то»

Мои занятия всегда похожи по структуре, она у меня консервативная и годами отработанная, но вот «начинка» зависит от того, кого учишь. Кто-то визуал и для него больше подходят презентации, картинки или видео, всё должно быть ярким и красочным, кто-то аудиал — с ними больше говоришь и готовишь больше дополнительного аудиоматериала. Кинестетики любят карточки, мозаики и настольные игры, а дигиталам схемы подавай и макеты. Естественно, редко встречаются группы и классы, где, например, большинство только визуалы, поэтому комбинируешь, наблюдаешь, делаешь выводы. Вообще работают все методы обучения, если применять их в нужное время и в нужном месте. Сработает даже способ монотонного выполнения упражнений, о котором я говорила выше. Здесь другой вопрос: а интересно ли?

Что касается поведения учеников ученики все разные, но их всех объединяет неизменно хорошее отношение, которое рано или поздно появляется. Здорово, когда меняешь место работы, а приятельские отношения остаются. Например, один из бывших студентов сейчас меня учит на гитаре играть. Правда, из-за возраста неоднократно возникало недопонимание в кино звали, на день рождения, в сауну даже, но потом всегда осознавали, что есть границы, которые нужно соблюдать. Школьники в этом плане проще, им лишь бы во «Вконтакте» тебе стикеры отправлять, а вот студенты другое дело. Один из бывших студентов уже год замуж зовет и, видимо, отступать не намерен. Хотя он, к счастью, скорее исключение, чем правило.

С родителями обычно везет, сначала недоверчиво смотрят, мол, девочка какая-то маленькая, а потом искренне благодарят и помогают. Бывают и такие, которые «если 5 сыну не поставите, засужу, нигде работать не дам, я влиятельный человек, бизнесмен», а у самого шашлычная через две улицы…

Второе образование у меня психолога, это помогает при работе с детьми. Часто ребенок не плохо воспитан, а расстроен, например, или переживает из-за чего-то, а ты это видишь и уже можешь как-то скорректировать его состояние, помочь, поддержать. Учитель, в первую очередь, друг, как бы пафосно не звучало. Что касается роли учителя пожалуй, ты и папа, и мама, и чтец, и жнец, и на дуде игрец за рубль в месяц. Уважение или его отсутствие зависит от самого учителя, от того, как он себя поставит. Никто не обязан тебя любить, но уважать непременно.
«Школа второй дом, окей, но что делать,
если и первого-то, по сути,
как будто нет?»
О различии частных
и государственных школ

Это небо и земля. В государственной с тобой могут даже не здороваться, потому что «ты здесь в 1952 окна не мыла и вообще "временное явление", а я первый камень заложила и сижу, самая опытная, умная и уставшая». В частных такого нет. Там люди не измотаны нагрузкой, неудобным расписанием, бесконечной отчетностью, там работают, потому что нравится именно учить, да еще и неплохие деньги за это получают, естественно, ведут себя иначе. Контингент учащихся другой. Не все, кто по адресу относится, а выборочно те, кто могут себе позволить образование такого рода. Но зачастую в этом и трудность, работаешь с элитой подстраивайся под нее, мнение твое здесь не спрашивают. Чем хороши государственные школы – там ты чувствуешь себя нужным, поэтому терпи и работай. В частной же незаменимых людей нет.
Об опыте других стран и изменении
российского образования

«Зачем на той же технологии учить современных детей делать стул, если каждый ребенок знает, что в "Икее" он дешевле стоимости материалов, которые у него в руках?»

Если серьезно, то можно у других стран перенимать всё, что угодно и как угодно, но общество настолько боится всего нового, что нужны десятилетия для того, чтобы что-то устоялось. Даже мелочь, например, интерактивная доска чудесное изобретение и незаменимый помощник учителя, но однажды, уже работая в школе, от директора я услышала фразу «не пользуйтесь доской, она вызывает рак». 21 век. Вообще, мне очень нравится идея вальдорфского образования: Штайнер (Рудольф Штайнер австрийский философ, основоположник учения антропософии, на котором основана вальдорфская педагогика прим. ред.) написал книгу, ее воплотили в жизнь, дети гармонично развиваются, родители удивляются, все счастливы и довольны. Во многих крупных городах открывают что-то подобное, естественно, частного характера, но ждать этого на государственном уровне не приходится ведь доска все еще вызывает рак.

Определенно есть необходимость менять рабочие программы. Зачем, например, на той же технологии учить современных детей делать стул, если каждый ребенок знает, что в «Икее» он дешевле стоимости материалов, которые у него в руках? Образование должно быть гибким, подстраиваться под интересы детей и уровень развития общества. Чего бы мне действительно хотелось так это каких-то мотивационных роликов или плакатов из серии «нельзя зажимать ноздрю и высмаркиваться на асфальт», их очень не хватает не только в школе, но и в домах некоторых семей.
О разнице работы учителем и директором
Объем работы? Да абсолютно одинаковый, только бумажек больше заполняешь. Учителю всегда есть чем заняться, что подготовить и что проверить. И еще, учителя не знают, что суббота тоже выходной. Честное слово.

Когда ты молодой директор, коллектив тебя нередко не принимает и специально пакостит. То документации нужной нет, то на олимпиаде выступает тот ученик, который «а» от «б» не отличает а это все минус к директорской зарплате. Некоторые выдвигали версии, что у меня папа депутат, или я любовница министра образования. Обидно, что именно любовница, почему не жена-то.

О выбранной профессии не жалею, несмотря на все трудности и привычку жить в недоумении. Педагоги со стажем неоднократно говорили, что учить мое призвание. Это льстит. Самое главное я люблю свою профессию. Да, встаю в 6 утра. Да, работаю много. Но каждому свое.
текст: Евдокия Шеламова | иллюстрация: Анна Цырфа
Made on
Tilda