© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017
Балет с попкорном
Что такое спектакли в HD
и как они появились в Томске
27 октября в Томске был лондонский театр — правда, пока только на экране: в «Киномаксе» показали первый спектакль в рамках проекта «TheatreHD» — показов оперы, балета и спектаклей мировых театров на больших экранах.
В 19:20 самый маленький зал «Киномакса» уже почти заполнен. На третьем ряду вольготно расположилась женщина средних лет в зимнем пуховике, где-то в середине пятого — компания молодых людей. У них попкорн и кола, все-таки в кинотеатр пришли. Мимо проходит пара: у высокого парня в руке хот-дог, у девушки пониже — телефон, по которому она разговаривает. За пару минут до начала показа в зал заходит мужчина и, оглядывая присутствующих, иронично подмечает: «Опять вся интеллигенция собралась...».

Интеллигенция в пуховиках и с хот-догами пришла в кинотеатр не за редким в наших краях авторским кино, и уж тем более не за рядовым боевиком. Сегодня в «Киномаксе» показывают спектакль «Верхний свет» режиссера Стивена Долдри в постановке английского театра Wyndham's.

Посмотреть пьесу Дэвида Хэа с экрана кинотеатра томичи могут благодаря проекту «TheatreHD», альтруистическому и просвещающему предприятию арт-объединения Cool Connections. «TheatreHD» — это трансляции спектаклей, оперы и балета мировых театров на больших экранах самых разных городов — от Астаны до Фрязино. Здесь все так же, как и в обычных театрах: сезоны, репертуар, антракты, свои кумиры… Разве что нет фраков, снобов в первых рядах и с хот-догом прийти не зазорно.

арт-объединение, или, как они называют себя сами, — «небольшой дружный коллектив», занимающийся организацией всероссийских и международных кинофестивалей и других мероприятий. На счету объединения, помимо «TheatreHD», фестивали New British Film Festival, Amfest, German Film Festival и другие, а также кинотеатр «35mm», который появился не без их помощи.




The New York Times говорила, что театральные трансляции не приближают зрителя к высокому искусству, а только настраивают его на пассивное развлечение в удобном кресле кинотеатра
Пора любить Мет

В России театр высокого разрешения заработал в 2011 году. Первыми на экранах появились спектакли американской Метрополитан-Оперы — первопроходца жанра театра на большом экране. Еще в 2006 году они первыми в мире стали показывать свои постановки онлайн в кинотеатрах по всему миру. Питер Гелб, вступивший тогда в должность генерального менеджера театра, предложил таким образом, с одной стороны, популяризировать оперу, привлекая к просмотру все новых и новых зрителей со всего мира, и с другой — вывести театр из дефицитного бюджета. Несмотря на все кажущиеся с первого взгляда плюсы проекта, тогда в его адрес звучали самые разные отзывы. Так, например, The New York Times говорила, что театральные трансляции не приближают зрителя к высокому искусству, а только настраивают его на пассивное развлечение в удобном кресле кинотеатра. Тем не менее, трансляции Мет-Оперы стали успешными и в плане посещаемости, и в плане коммерциализации (только в 2010 году проект принес театру $11 млн), и вылились в отдельное предприятие «The Met: Live in HD», которое не просто транслирует постановки, но и снимает их, и занимается дальнейшей реализацией.

Похожий путь проделал и российский проект «TheatreHD» спустя 5 лет. И если критических отзывов на «онлайн-театр» в России не было, то трудности с продвижением не обошли его стороной. Анна Зимина, директор по региональному развитию арт-объединения CoolConnections, узнав о том, что в Томске с успехом прошел первый показ «TheatreHD», радуется как ребенок. Участие каждого нового города — большая победа для проекта.

Анна Зимина
директор по региональному развитию арт-объединения CoolConnections
— В этом году у нас уже пятый сезон, начинали мы с постановок Метрополитен-опера и показывали их только в Москве. Позже у нас появился первый британский театр и спектакль «Франкенштейн» режиссера Дэнни Бойла с прекрасным Бенедиктом Камбербэтчем. Тогда у нас еще не было активных зрителей, которые сейчас помогают нам продвигать проект, и мы пробивали всё собственными головами, — рассказывает Анна. — У нас были хорошие связи в Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже, люди, занимающиеся примерно тем же: фестивалями и интересным контентом, которые готовы были попробовать развивать новое направление у себя. Если бы не они, вряд ли бы сейчас что-то получилось. Поэтому начинали мы с малого: 5 городов, потом 10, зато сейчас проект охватывает уже более 40 населенных пунктов и более 80 кинотеатров.
Театральные загвоздки

История участия Томска в проекте «TheatreHD» показательна для всей России и почти хрестоматийна. Попытки попасть на томские экраны театр высокого разрешения делал еще три года назад. Тогда были первые письма, звонки и переговоры с местными прокатчиками. Однако, как и везде, московский проект сталкивался со стандартным перечнем опасений.

— Аргументы кинотеатров, в том числе и томских, всегда одни и те же: «Ой, какой тяжелый проект, у вас ограничение по ценам, а в нашем городе все ходят за сто рублей в кино, мы освобождаем сетку от прекрасных блокбастеров, на которых зарабатываем деньги, а если на сеанс никто не придет...» и так далее, — рассказывает директор по региональному развитию арт-объединения CoolConnections Анна Зимина. — После таких слов главное — все правильно объяснить: ребята, это не кино, это театр — совсем другой контент, и люди готовы смотреть и платить за это. Не все могут полететь раз в неделю в театр Лондона или Нью-Йорка, да даже в Большой театр, поэтому для зрителей в регионах это действительно очень хорошая возможность.

Конечно, нельзя винить кинотеатры в боязни коммерческого провала, их страх вполне обоснован. И на такой случай у московских организаторов всегда припасен козырь в рукаве — потенциальная аудитория. Менеджер из столицы связывается с радетелями проекта в регионе и просит их подсобить в продвижении идеи у себя в городе. Обычно долго искать таких людей не приходится, они, как правило, начинают связываться с Москвой первыми, уточняя, когда уже «TheatreHD» придет в их город. Точно так получилось и с Томском.

С двух сторон и в разное время с Анной Зиминой стали связываться две томские девушки — Александра Солоненко и Катерина Маас. У каждой из них своя история знакомства с трансляциями постановок. И если Александре хотелось увидеть «TheatreHD» в Томске после того, как она побывала на показе в Новосибирске, то Катерину на это вдохновил лондонский театр.


слева направо:
Александра Солоненко,
Катерина Маас
— В 2014 году я ездила в Лондон, ходила на премьеру спектакля «Кориолан» с Томом Хиддлстоном в театре «Донмар» и, конечно, была впечатлена, — рассказывает Катерина. — Потом, когда вернулась в Томск и узнала о проекте «TheatreHD», мне захотелось здесь тоже увидеть этот спектакль, тем более в репертуаре он есть. Тогда я в первый раз попыталась сама собрать группу «ВКонтакте» и написала в томские кинотеатры. Конечно, у меня ничего не получилось, потому что я была одна, и у меня не хватало связей, настойчивости, еще чего-нибудь, может. Но зато теперь я точно могу сказать, что мое желание исполнилось: я хотела «Кориолана» в Томске и я его получила.

Александра Солоненко тоже связывалась с Москвой еще с февраля, когда шли тяжелые переговоры с кинотеатрами, и только в октябре, когда она повторила свой вопрос, Анна Зимина попросила посодействовать и собрать группу потенциальных зрителей в Томске. Тогда же Александра познакомилась с Катериной, и они объединили свои желания в небольшую группу «ВКонтакте».

— Я не скажу, что это большая работа, это, скорее, усилия по распространению и оповещению, — поясняет Александра. — Мы получили большой отклик, но, конечно, были и сюрпризы, когда, допустим, Катерина написала о возможности проекта в Томске в своем блоге, и ее читательница из Великобритании рассказала всем английским томичам, чтобы они тоже поддержали.

За первые двое суток в группе собралось более 300 человек (сейчас их уже 610). Сложно сказать, повлияла ли группа «ВКонтакте» на решение кинотеатра или нет, но каждый из участников процесса на это надеется.
Опасения томских кинотеатров не оправдались: половина билетов на первый спектакль за 450 рублей была раскуплена заранее онлайн
— Если в городе появляются люди, которые были где-то в других городах на показах, и они понимают, что «TheatreHD» может появиться в их городе, они вокруг тебя аккумулируют группу поддержки. И тогда с их помощью удается уговорить кинотеатры. Мы показываем: вот ваши зрители, они уже готовы прийти в кинотеатр, дайте им только возможность купить билеты, — считает Анна Зимина. — Так получилось и с Томском. Когда до подписания договора с кинотеатром осталось совсем немного, мы финальным аккордом преподнесли администрации ту саму группу: вот вы сомневаетесь, а люди уже сами организовались и готовы идти к вам.

— Я, правда, считаю, что немножко подтолкнуть процесс было необходимо, и эта группа помогла развеять опасения, — говорит Катерина Маас. — Сегодня почти весь зал забит, хотя актеры в «Верхнем свете» не самые известные, это не Камбербэтч с его «Гамлетом», на который точно соберется полный зал, да еще и драка за билеты будет.

Действительно, опасения томских кинотеатров не оправдались: половина билетов на первый спектакль за 450 рублей была раскуплена заранее онлайн, более того, так же быстро (к счастью, всё же без драки) разошлись и билеты на постановку «Гамлет: Камбербэтч», которые стоили почти в два раза дороже — и это несмотря на кажущиеся очевидными с первого взгляда минусы виртуального театра.

— Конечно, это не поход в театр «вживую», и это может отпугивать людей, — считает Александра Солоненко. — Кого-то отталкивает цена: если идет боевик за 150 рублей и спектакль за 450, то я, наверное, пойду на боевик. Но это даже хорошо, если человек мыслит такими категориями: пока он просто не готов воспринять такой формат. Язык, по сути, тоже не самая весомая преграда. Да, все спектакли идут в оригинале, на английском языке, но есть субтитры, и где-то уже через 5-10 минут создается ощущение, что с тобой говорят на русском. Плюс ко всему, превосходное качество съемки и звука: в какой-то момент ты теряешь ощущение, что тебя со сценой разделяет экран. В антракте, какой есть в любом театре, берут интервью у актеров и режиссеров, заходят за кулисы. Допустим, был спектакль «Аудиенция», где оскароносная актриса Хелен Миррен играла Елизавету Вторую. В антракте показывали, как ей подбирают костюм, делают макияж. Мне кажется, это даже больше, чем поход в театр. Поэтому все эти доводы возникают больше от неосведомленности, ну и какого-то поверхностного восприятия. Я больше вижу плюсов и аргументов «за».
Перейдем на HD?
Театры, не побоявшиеся современных технологий
Метрополитен-
Опера
Нью-Йорк | Открыт в 1880 году
Проводит трансляции с 2006 года


Музыкальный театр, входящий в число лучших оперных сцен мира. Пионер в сфере онлайн-трансляций постановок.

Королевский
национальный театр
Лондон | Открыт в 1976 году
Проводит трансляции с 2009 года


Огромный драматический театр, состоящий из трех маленьких, каждый из которых предназначен для определенного поджанра: от греческих трагедий и Шекспира до современных постановок со сложной сценографией.
Шекспировский
театр «Глобус»
Лондон | Открыт в 1997 году
Проводит трансляции с 2012 года


Переживший три рождения, современный театр «Глобус» выглядит как в 17 веке: открытая сцена со стоячими местами, где показы спектаклей идут только летом. Основной репертуар, как можно догадаться из названия театра, — пьесы Шекспира.
Большой
театр
Москва | Открыт в 1856 году
Проводит трансляции с 2013 года


Главный театр страны с мировой историей оперы и балета.
Образовательный бэкграунд

Но администраторы томского сообщества «новых» театралов не собираются останавливаться на группе в 600 человек. В планах — организовывать лекции и дискуссии перед показами.

— Изначально мы планировали не просто одноразовое мероприятие, — рассказывает Екатерина Маас. — Перед спектаклями мы хотим проводить лекции, посвященные пьесам, по которым они поставлены. Люди, которые их читали или которые хотят разобраться и понять спектакль, смогут прийти на лекцию, и сформировать у себя какое-то базовое филологическое представление. Потом перед оперой «Тангейзер» от Метрополитен-Оперы мы также хотим организовать курс о том, как слушать и понимать оперу. Уже подали заявку в «Открытый университет» ТГУ. Для нас главное, чтобы это было не просто пассивное развлечение, но чтобы оно приносило и образовательную пользу.

Однако ни за «образовательную пользу», ни за ведение группы девушкам никто не платит. Их деятельность, как и сам проект «TheatreHD», — это исключительно альтруизм, не самый трудозатратный, но, тем не менее, отнимающий время. Александра Солоненко объясняет свою вовлеченность прежде всего личным интересом:

— Для меня, с одной стороны, это эгоистическое желание посмотреть спектакли, потому что ездить постоянно в Новосибирск несподручно. Другая сторона касается моего основного места работы: я преподаватель иностранного языка, и в преподавание меня привел тот же мотив, что и в этот проект: поделиться. Когда ты видел что-то настолько прекрасное, настолько замечательное, то хочется не держать это в себе, а привлечь как можно больше народа. И этот свет, эту радость от прикосновения к великому, к интересному, от переживаний, которые вызвал в тебе спектакль, хочется передать другим.
Посмотрите это немедленно
На какие постановки «TheatreHD» стоит обратить внимание
текст: Никита Кожевников, инфографика: Ольга Чекунова,
фото: Анастасия Назарова; из личного архива Анны Зиминой;
фото на обложке: slavakino.ru
Made on
Tilda