© Ground. Городской сайт, Томск, 2015 – 2017

Бедные собственники

Как меняется томское достояние из-за его хозяев

Томичи считают деревянную архитектуру неотъемлемой частью городского имиджа. При этом на большинство современных деревянных домов смотреть не хочется.
Ground сделал подборку самых главных паразитов, съедающих обаяние томских улиц.

В Томске
~ 6 000
деревянных домов
~ 2000
исторических зданий
Собственник исторического здания
затеял ремонт:
Что делать можно?
Капитальный ремонт:
— Ремонт кровли
— Ремонт инженерных систем
— Ремонт фундамента
— Ремонт углов сруба дома
— Замена полов, потолочных балок
Что делать нельзя?
— Переустройство фасада
— Дополнительные пристройки
— Новые объёмно-планировочные решения (дополнительный этаж)
— Пластиковые окна
— Сайдинг
— Менять расположение окон дома
— Крыша (форма)
В чём подвох?
Собственник объекта культурного наследия подписывает охранные обязательства, где подробно прописано, что он может делать с домом, а что нет. В зависимости от статуса здания документ составляется федеральным или региональным органом охраны. В нашем городе этим занимается специальный комитет. Его функция – надзор за состоянием, содержанием и сохранением памятников.
Подвох в том, что собственники объектов ценной среды и фоновых застроек подобной ответственности не несут, хотя именно они составляют общую картину города.

Сайдинг

Плеханова 5
Дом в центре города рядом с новоиспечённым Плехановским сквером, это объект культурного наследия, и пока ведётся работа по присвоению этому зданию статуса памятника, он должен находиться под государственной охраной.
Объект культурного наследия своим внешним видом не оправдывает свой статус, а всё потому, что он покрыт пластиковым сайдингом, который в отношении ценных деревянных домов неприемлем.

Кроме того, собственник здания провёл реставрационные работы под предлогом капитального ремонта: появилась мансарда, то есть новое объёмно-планировочное решение.
Форма крыши
Сегодня крышу часто перепланировывают под мансарду или выбирают форму, несвойственную деревянным домам.

«В деревянных домах никогда не было таких крыш и это абсолютно несовместимые вещи. Если мы говорим о какой-то достоверности и о первозданном облике исторических объектов, то это грубое нарушение, вызванное современными веяниями архитектурной моды»

Мария Николаевна Бокова, координатор общественного движения «Томск исторический», выступает в защиту деревянного зодчества и исторической памяти города.


(кликните на дом, чтобы увидеть его описание)
Пластиковые окна

Макушина 14
Ещё один объект ценной среды, но теперь уже не отличающийся особенными архитектурными или эстетическими качествами после реставрации собственником.

«Часто мы видим, что в деревянных домах стоят окна без переплёта, на весь проём единый блок, который открывается вертикально туда-сюда. Это настольно уродует внешний облик, что трудно передать»

Людмила Степановна Романова, кандидат архитектуры, заведующая кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия ТГАСУ

Эксперты отмечают, что пластиковые окна это самое частое и самое непозволительное нарушение. Ответ на вопрос «почему» очевиден: разница в цене. В среднем цена за 1 пластиковое окно – 10 тысяч рублей, в то время как ценник деревянных начинается с 20. По мнению экспертов, жильцы и не подозревают о том, что установка пластиковых окон портит первозданный облик здания, более того, никто не говорит им о последствиях несовместимости пластика и дерева.


Для деревянных домов такие стеклопакеты губительны – дерево гниёт из-за несовместимости с пластиком, стены быстрее изнашиваются. Я говорю об этом, ссылаясь на исследования томского профессора Альфреда Андреевича Дульзона, он очень много посвятил деревянному зодчеству
Многоквартирные дома
Герцена 33

Фоновая застройка в самом «деревянном» районе города. Дом находится на пересечении с площадью Дзержинкого.
Часто встречаются дома-многоквартирники, и также часто можно столкнуться со случаем, когда хозяин ухаживает только за своей половиной дома. Отсюда контраст старых и новых окон, новые пристройки, не до конца докрашенные здания.
У этой проблемы есть исторические основания: на Руси деревянные дома были очень популярны среди приезжих, обычно в них снимали комнату или целый этаж. После революции и Отечественной войны в Томск хлынул поток населения, и возникло много новых хозяев.
У жильцов одного дома могут быть разные формы собственности, что значительно затрудняет управление такими памятниками.

«В многоквартирных домах, как правило, живут люди с низкими доходами. Это проблема бедных собственников. Такого в других городах я не видел, и здесь эта ситуация по-своему особенная»


Алексей Петрович Козьмин, урбанист, эксперт по региональному и городскому стратегическому развитию
Пристройки
Плеханова 30

Объект ценной среды рядом с трамвайными путями на переулке Плеханова. Дом соединяет в себе несколько нарушений: пластиковые окна, пластиковый сайдинг, но где? На пристройке. А здесь их сразу две.
«С пристройками вопрос сложный: если пристрой согласован с властью и не выбивается по стилю здания, то почему нет? В Томске же чаще встречаются незаконные пристройки, да ещё и выполненные как попало. Это дело комитета по охране объектов культурного наследия, они должны разбирать каждый случай и принимать меры».
Алексей Петрович Козьмин, урбанист, эксперт по региональному и городскому стратегическому развитию
В этом случае мы встречаемся с подвохом. Комитет по охране объектов культурного наследия имеет право обязать переделать пристройку только собственников объектов культурного наследия. Фоновым же застройкам достаточно обратиться в департамент архитектуры и градостроительства за разрешением на перепланировку, а из чего она будет сделана и как будет выглядеть – уже не их дело.
Нужно сделать так, чтобы каждый отдел разбирался в проблемах своего района, а потом он же и привлекал уполномоченные компании. Сегодня этот вопрос никак не продуман и не проработан.
Мария Николаевна Бокова, координатор общественного движения «Томск исторический», выступает в защиту деревянного зодчества и исторической памяти города.
Все проблемы от незнания. Просвещение – главный инструмент в том, чтобы навести порядок, а вместе с ним придёт понимание ответственности.
Просвещать надо тотально, начиная с маленьких детей. В школах нет ни уроков краеведения, ни экскурсий, дети не видят и не понимают эту красоту. А взрослые, заселяясь в деревянный дом, не понимают, что за домом надо ухаживать.
Мы живём в то время, когда главная война – война информационная, правильно? Это как с пластиковые окнами, люди не знают и не понимают информации, вот откуда растут ноги.
Лариса Степановна Романова, кандидат архитектуры, заведующая кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия ТГАСУ

текст: Светлана Кравченко
Made on
Tilda