«Пройдя болезнь, я бросил все силы на развитие собственных навыков, чтобы изменить мир тем, что получается у меня лучше всего — через образ и эстетику приближать будущее, фантастику адаптировать к реальности».
Теперь всё внимание приковано к киборгам XXI века: сверхлюдям, сумевшим сделать слабость силой.
В последние годы модные показы стали походить на фантастические фильмы. Мы встретились с Никитой Реплянским, одиозным кибердизайнером из России, чтобы узнать том, что сегодня происходит с индустрией протезирования и как меняется отношение к протезам — в том числе и среди тех людей, для которых протезы производятся.
Никита Реплянский с моделью своего киберпротеза
Идея самовыражения людей с ограниченными возможностями при помощи высокотехнологичных протезов и других средств реабилитация захватывает меня уже четыре года. Меня вдохновляет трансформация тела и разума.
В «Моторике» мы не пытаемся просто «починить» чьё-то тело. Мы думаем о жизни человека с протезом целиком, коммуникации со средой вокруг него и другими людьми, ищем разные подходы к решению функциональных задач, исследуем новые возможности применения носимых технологий, помогаем нашим клиентам верить в себя, становиться сильнее, достигать свои мечты и, конечно же, меняем отношение общества к вопросу инвалидности.
К слову, это единственная на сегодняшний день компания в России, которая создает подобные протезы и помогает тем, кому они нужны получить их бесплатно, за счёт государственной компенсации.
Научная фантастика для меня — источник вдохновения и одновременно соревнование. С 2008 года я работал в индустрии видеоигр художником и приобрёл немало полезных навыков, знаний, а главное умению учиться. Играя в современные игры можно очень многому научиться, не стоит относиться к ним лишь как к развлечению.
Поэтому, начиная новый проект, я всегда думаю о том, как при этом удивить и своих профессиональных коллег по цеху, работающих в цифровой реальности. Это непросто, там тысячи сильных ребят. Я делюсь концепциями с командой экстренного творческого реагирования в «Моторике», мы находим то, что вдохновляет всех, и начинаем новый эксперимент.
На Mercedes-Benz Fashion Week мы показали два новых направления: технологичный протез с Wi-Fi модулем и встроенной миди-клавиатурой и протез-модный аксессуар с возможностью кастомизации украшений. Мне хочется, чтобы люди, глядя на наши проекты, не просто не верили, что это сделано в России. Мне хочется, чтобы они думали, что это фантастика, которая оживает на глазах.
Как модная публика реагировала на протезы?
От посетителей модных показов, признаюсь, ожидаешь чего угодно, но не того, что мы увидели. Зрители буквально облепили наших моделей и долго не могли понять, почему протез нельзя померить. Им казалось, что это модные роботизированные перчатки, части костюмов супергероев, изысканные аксессуары — всё что угодно, но не протезы.
И когда они понимали, что эти девайсы заменяют руки, они были шокированы, задавали десятки вопросов, спрашивали, когда появятся «дополнительные» руки для полностью здоровых людей. Оказалось, что стать человеком дополненным, кибер-человеком, хотят очень многие. И далеко не только из функциональных соображений.
Подобная реакция оказалась приятным сюрпризом как для меня, так и для инженеров.
На Mercedes-Benz Fashion Week Russia носители протезов «Моторики»
Как создаются такие протезы?
Когда мы приняли решение участвовать в проекте Fashion Futurum, у нас был примерно месяц на работу.
Проект начинается с посева идей. Я формирую облако концепций, с которыми будет интересно работать. Далее мы ищем моделей, которые хотят разделить нашу инициативу. Когда модели утверждаются, мы понимаем, с каким типом протеза будем работать. Начинается мозговоой штурм на базе первичных наработок уже совместно с инженерами, мы приходим к общему знаменателю и начинаем производство.
Цифровая часть производства — это микс из разных программ, служащий двум задачам: визуализация дизайна до производства и создание 3D-модели под 3D-печать, которая будет готова к последующей постобработке, сборке и интеграции непечатных компонентов.
Далее проект начинает жизнь в физической реальности, и мы продолжаем его дорабатывать вместе с инженерами. Над этим проектом мне активнее всего помогал Алексей Шиков, специалист по проектированию механики, также подключился мой хороший друг Александр Парамонов, разработчик электронного модуля. Он не в составе «Моторики», но принимает участие в очень многих моих проектах.
Когда поток клиентов большой, а каждый протез уникален, изготовлен по индивидуальным размерам, инженеры тоже становятся дизайнерами и вносят корректировки по просьбам и интересам клиента. Они подчёркивают личность человека, отражают его интересы, вкусы.
Я продолжаю разрабатывать новые рабочие линейки и экспериментальные модели. Мне непонятно, почему у человека, у которого нет части руки или всей руки, должен быть один протез. Я убеждён, что это может стать отличным способом самовыражения. Скажем, я обожаю хорошие кроссовки. Удобные, красивые, удобные и красивые, разные. Почему у киборга должна быть одна рука? Протез позволит ему отображать своё «я». Эти ребята могут ходить, высоко подняв голову, это сильные люди, прошедшие через многое, и они задают тренд.
Насколько востребованы подобные протезы в России?
Сейчас поступает около 100 запросов в месяц — при том, что в России 60 тысяч нуждающихся в протезах человек. И ещё десятки тысяч — в странах СНГ.
Наши потенциальные клиенты начинают понимать, что протезирование может быть очень разным. У каждого свои цели: кто-то хочет более нейтральный протез, кто-то, наоборот, хочет быть центром внимания. Недавно одна из наших клиенток призналась, что она действительно стала особенной и сейчас живет очень яркой жизнью.
Инновационный российский протез
Как можно преодолеть настороженное отношение к людям с ограниченными возможностями в нашем обществе?
Если говорить именно о протезах, необходимо формировать моду на ношение протезов среди тех, кому они нужны. И такие как я, дизайнеры, фотографы, блогеры, как раз могут помочь в формировании тренда. Многие не понимают того, что функциональность для человека, у которого нет руки, либо её функции ограничены, — не единственный важный фактор.
Именно по этим причинам удобный и привычный многим пациентам крюк не заменяет того, чем протез должен быть — высокотехнологичным функциональным аксессуаром, эстетически привлекательным, позволяющим человеку самовыразиться.
Огромное число людей, которым нужен протез, не знают о том, что свою слабость можно сделать силой — просто потому, что нет сформированного тренда. Он есть за рубежом, но не в России.
Мне хорошо знакомо ощущение дуальности болезни. Я перенёс онкологию в 22 года, год провёл в больнице, добрую часть времени просидев в инвалидном кресле. Я хорошо понимал, что либо умру, либо эта ситуация изменит меня, станет трамплином моего развития, точкой роста. Я выбрал второе. Сделал болезнь преимуществом.
Пройдя болезнь, я бросил все силы на развитие собственных навыков, чтобы изменить мир тем, что получается у меня лучше всего — через образ и эстетику приближать будущее, фантастику адаптировать к реальности.
И, хотя у меня, как у любого, случаются кризисы веры, периоды, когда я думаю, что говорю с обществом на разных языках, я не перестаю идти к цели. Мы отстаём от передовых стран во всем, что касается киборгизации, трансгуманизма.
Но в наших силах это изменить.
Я уверен, что протезы, которые мы делаем, ещё сыграют свою роль в этой фантастической саге превращения запуганного и невежественного общества в открытый, свободный мир, где быть дополненным человеком — значит быть нормальным.
выглядит конечно стильно, но насколько это удобно
парень переиграл в компьютерные игры судя по дизайну
дизайн крутой и он пользу принес людям зря ты так
наконец то и полезно и современно